Разговор с Чаплиным у художников не сложился
echo.msk.ru
Разговор с Чаплиным у художников не сложился
 
 
 
Разговор с Чаплиным у художников не сложился
echo.msk.ru

Накануне в галерее Марата Гельмана на Винзаводе состоялась дискуссия на тему "Церковь и современное искусство". Поучаствовать в ней позвали председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. Это приглашение стало, по-видимому, ответом на намерение священника привлечь Гельмана к сотрудничеству с Центром современного искусства, открытого при московском храме Святителя Николая на Трех горах, где Чаплин служит настоятелем. Современное искусство в дискуссии представляли художники-нонконформисты. Разговор шел на фоне работ Дмитрия Гутова на иконописные сюжеты, выполненных из металлоконструкций.

Как уже сообщалось накануне, Всеволод Чаплин сделал в ходе дискуссии оригинальное замечание, вынеся приговор творчеству Моцарту, тем самым, возможно, попытавшись установить контакт с представителями актуального искусства. Представитель Церкви заявил, что не любит Моцарта и считает, что "в значительной степени это Бритни Спирс своего времени". "За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи", - сказал священик, добавив, что сегодня люди имеют право делать выводы, произносить суждения относительно того, нравится им какая-то часть искусства прошлых веков или не нравится.

Как отреагировали художники на замечание Чаплина о Моцарте, не известно. Но, как пишет сегодня "Независимая газета", разговор о конфликте Церкви и актуального искусства настолько разгорячил участников дискуссии, что дело дошло до перепалки. Общего языка священнослужитель и художники так и не нашли. Разговор, по сути, свелся к обсуждению дела Pussy Riot. И священнику пришлось в очередной раз выслушать оправдания акции феминисток.

Пока говорили другие, Чаплин не поднимал глаз от листа бумаги, на котором непрерывно что-то писал. Затем в ответ на вопрос Марата Гельмана о необходимости иметь какие-то правила, поясняющие претензии Церкви к ищущим новых способов выразительности художникам, Чаплин сказал, что "недопустимо использование священных предметов, символов, имен, текстов и сакрального пространства в уничижительном контексте". "Это недопустимо в частном и тем более общественном пространстве", - добавил он.

Сначала беседа протекала спокойно. Искусствовед Алексей Лидов, представляющий на дискуссии Российскую академию художеств, отметил, что православное искусство находится в кризисе, оно сводится к муляжам и стилизациям. Критик Роман Багдасаров посоветовал Церкви использовать художественный опыт нецерковных художников.

Однако позже градус разговора повысился. Художник Анатолий Осмоловский заявил, что сейчас в России происходит травля искусства на религиозных основаниях. А во всем виновата слабая власть, которая не может развести враждующие стороны и выстроить непреодолимый барьер между верующими и атеистами. Осмоловский предрек, что если государство не предоставит людям искусства площадку для самовыражения, Россия превратится в "один большой скандал".

"Как нас можно разделить? Я вот человек верующий", – воскликнул тут Гельман. "Я тоже", - отозвался известный скандальными акциями художник Олег Кулик и принялся картинно осенять себя крестным знамением.

основатель движения "Россия для всех", коллекционер древнерусской иконописи Виктор Бондаренко предложил Церкви не лезть в светское пространство. "Мы хотим сами устанавливать там свои правила", - сказал он. "Общество уже не ваше, вы больше не будете устанавливать правила без нас!" - категорично ответил Всеволод Чаплин, слова которого приводит "Независимая газета".

Начавшись с отвлеченных экскурсов в историю конфликта культуры и религии, разговор постепенно свелся к обсуждению акции Pussy Riot, хотя Гельман уверял, что мероприятие было задумано еще до скандального происшествия. Галерист, правда, не объяснил, почему дискуссия состоялась с таким опозданием. Чаплину пришлось выслушать обращенные к РПЦ призывы не прибегать к полицейской дубинке и не вмешиваться в политику. Вскоре Чаплин попрощался с аудиторией и удалился, и после его ухода разговор вернулся в размеренное русло, как это обычно происходит в компании единомышленников, отметила в своей публикации "НГ".