Искусственное поддержание телесных функций людей, которые долгие годы находятся в вегетативном состоянии, может быть неоправданным, считает протоиерей Всеволод Чаплин
Архив NEWSru.ru
Искусственное поддержание телесных функций людей, которые долгие годы находятся в вегетативном состоянии, может быть неоправданным, считает протоиерей Всеволод Чаплин
 
 
 
Искусственное поддержание телесных функций людей, которые долгие годы находятся в вегетативном состоянии, может быть неоправданным, считает протоиерей Всеволод Чаплин
Архив NEWSru.ru

Искусственное поддержание телесных функций людей, которые долгие годы находятся в вегетативном состоянии, может быть неоправданным, считает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, сообщает "Интерфакс".

"Конечно, бывают случаи, когда неясно, присутствует ли еще душа в теле, когда много лет тело не подает признаков осмысленной жизни, хотя некоторые его функции могут и действовать. В таких случаях, может быть, и не нужно годами искусственно поддерживать деятельность тела при помощи сложной аппаратуры", - заявил сегодня Всеволод Чаплин порталу "Интерфакс-Религия".

"Однако то, о чем я говорю, не имеет ничего общего с так называемой эвтаназией", - подчеркнул он, добавив, что выступает против деления эвтаназии на пассивную и активную и считает собственно эвтаназией то, что называется "активной эвтаназией" (ускорение смерти пациента по его желанию или по желанию родственников. - Прим. ред.).

Так священник прокомментировал случай в Италии, где на днях от аппаратов жизнеобеспечения была отключена 38-летняя Элуана Энгларо, которая находилась в коме в течение последних 17 лет. По утверждениям врачей, состояние их пациентки было необратимым. Кроме того, отец Э. Энгларо в прошлом году выиграл судебную тяжбу, получив право на отключение дочери от аппаратов жизнеобеспечения.

Всеволод Чаплин указал на то, что "христианское миропонимание всегда учило людей не приближать кончину, но и не удерживать всеми силами в этом мире человека, который определенно уже переходит в мир иной".

"Христианин помнит, что самая важная, настоящая жизнь для человека начинается за пределами этого мира, и когда человек достойно встретил конец временной жизни: с покаянием, молитвой, готовностью ко встрече с Богом, - искусственно поддерживать жизнь его тела, когда он уже давно признаков осмысленной жизни не подает, не принято. Это не в христианской традиции, и наши предки никогда так не поступали", - заявил священнослужитель.

Говоря же об эвтаназии, он напомнил, что Православная церковь "однозначно осудила ее как грех, в котором соединяется убийство и самоубийство". "Когда человек, который не сам себе дал жизнь, от этого дара отказывается, он бросает вызов Богу", - отметил собеседник агентства.

По его словам, "когда один человек помогает другому совершить самоубийство, это противно всей нашей нравственной природе, и не случайно даже неверующие люди так напряженно обсуждают эту тему".

"Узаконивание так называемой эвтаназии особенно опасно в тех странах, где возможны врачебные злоупотребления, неправильно поставленные диагнозы", - заявил Всеволод Чаплин.

Тяжелее же всего, признался он, наблюдать ситуации, в которых "родственники и врачи подталкивают человека к мысли о самоубийстве, а иногда к ней себя подталкивает и сам человек: дескать, зачем мучить окружающих, тратить на тяжело больного деньги и лекарства, не лучше ли решить все проблемы одним махом".

На взгляд представителя Русской церкви, "наше общество глубоко виновно в том, что оно допускает такую мысль по отношению к больным и страдающим людям и позволяет им в себе эту мысль вынашивать".

"От такой мысли далеко и до псевдокультуры "эвтаназии", от ее навязывания, то есть от ситуации, когда людей будут заставлять волей-неволей сводить счеты с жизнью, если они окажутся бесполезны в практическом отношении. Мы знаем такие примеры в языческом мире. Неужели человечество хочет к этой практике вернуться?" - задал вопрос священник.