Семья бывшего министра здравоохранения, хирурга и священника Шевченко Юрия Леонидовича выплатила свыше 19 миллионов рублей в качестве компенсации ущерба, по мнению суда нанесенного квартире гражданина Гундяева Владимира Михайловича (он же Патриарх Московский и всея Руси Кирилл) в знаменитом Доме на набережной. Родные хирурга отмечают, что удовлетворить требования истца пришлось из-за санкций, введенных судом. В деле по прежнему много белых пятен - удивительно большая сумма компенсации и множество претензий к суду. Да и процесс еще не завершен. Церковь тем временем настаивает, что скандал вокруг квартиры - это лишь попытка оклеветать Патриарха.
"В ходе судебного заседания представитель ответчика Юрия Шевченко представил суду платежные поручения, согласно которым тот уплатил более 19 млн рублей", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Замоскворецкого суда Москвы.
Квартирный скандал, в который оказался втянут бывший министр, получил огласку лишь в конце марта, хотя дело тянется еще с 2010 года. Тогда в квартире Шевченко в доме №2 по улице Серафимовича шел ремонт, пыль от которого якобы поднялась этажом выше и засыпала всю квартиру соседа. Им оказался патриарх Кирилл. Ущерб, нанесенный имуществу этого гражданина таинственными и крайне опасными для здоровья "наночастицами", которые специалисты обнаружили в пыли, был оценен в 19 миллионов 707 тысяч рублей.
В качестве залога получения компенсации истцы добились ареста квартиры Шевченко, которую тот подарил своей дочери и которую странным образом оценили лишь в 15 миллионов рублей, хотя рыночная ее стоимость, по некоторым данным, - порядка 50 миллионов. Жилплощадь могла быть передана истцу, если бы Шевченко так и не выплатил затребованную сумму.
Потеряв квартиру, хирург еще остался бы должен около пяти миллионов рублей. При этом суд оставил без внимания возражения адвокатов, отмечавших, что в деле много недоработок. Например, не ясно было, почему в суде выступает троюродная сестра патриарха, не имеющая права собственности на квартиру. Также сомнительны были результаты экспертиз, которые использовались в качестве обоснования предъявления Шевченко столь большой суммы иска.
"Я продал свою квартиру в Питере и пятого апреля выплатил эту сумму", - цитирует РАПСИ сына Юрия Шевченко. Сегодня он передал суду копию платежного поручения, которая подтверждает, что ущерб был полностью возмещен. Адвокат Леоновой попросила время для того, чтобы сообщить о переводе денег своей доверительнице, которая из-за болезни не смогла явиться в суд. "Скорее всего, в связи с новыми обстоятельствами, мы отзовем наш иск", - отметила адвокат.
Как объяснили родственники хирурга, они удовлетворили предписание суда не потому, что признали свою неправоту, а только для того, чтобы устранить санкции - банковский счет хирурга был заморожен, а ему самому запретили выезд за рубеж. "У Юрия Леонидовича запланировано несколько мероприятий за границей, он часто проводит там операции, иногда срочные, - заявили "Росбалту" представители семьи Шевченко. - Крайне сложно будет объяснить зарубежным коллегам и пациентам, почему Шевченко не может покинуть Россию".
"Отец очень тяжело болен, нам, возможно, понадобиться медицинская помощь за рубежом, поэтому эта оплата была практически вынужденной", - пояснил РАПСИ сын ответчика.
Да и деньги на заблокированном счете Шевченко тоже нужны: "На этот счет поступали пенсия Юрия Леонидовича, заработная плата, отчисления за научные труды, специальная стипендия РАМН".
Требование выплатить многомиллионную компенсацию поступило родственникам хирурга задолго до решения суда, отмечает "Росбалт". По сведениям издания, еще 18 марта истица Лидия Леонова была замечена в столичном аэропорту, откуда вылетала в Швейцарию, 20 марта она вернулась в Москву, а на следующий день, 21 марта, прислала семье Шевченко письмо. В нем она попросила незамедлительно исполнить решения столичных судов и "в течение трех дней с момента получения настоящего письма" перечислить на указанный счет 19,7 млн рублей.
Одновременно с отправкой этого письма к взысканию крупной суммы подключились и судебные приставы, причем действовали они с небывалой для себя активностью - процедура исполнительного производства по иску Леоновой была начата еще до того, как Замоскворецкий суд окончательно объяснил все мотивы своего решения о взыскании миллионов, подчеркивает "Росбалт".
Обои в квартире Патриарха стоят 7,5 тыс. рублей за метр
Многие эксперты выражают сомнения в обоснованности гигантской суммы ущерба. Например, удивительной выглядит стоимость очистки книг. Согласно судебным решениям, истица передала на экспертизу специалисту НИИ Консервации документов Российской госбиблиотеки всего восемь изданий, часть из которых назвать раритетными крайне сложно: это книга Мухтара Ауэзова "Путь Аббая" 1974 года выпуска, книга Вайнтраупа "Храмы Северного округа" (1997), книга Дефо "Робинзон Крузо" (1974) и книга Федорова "Сочинения" (1982). В заключении специалиста сказано, что биоповреждений у книг нет, но на их "верхних обрезах" обнаружена пыль. Вот ее-то очистка с томов всей библиотеки и была оценена в 6,3 млн рублей.
Не менее фантастическими выглядят расценки на сам ремонт в квартире патриарха. Например, истцы оценили поклейку обоев в каждой из пяти комнат апартаментов в суммы от 370 тыс. до 520 тыс. рублей. А стоимость обоев составляет 7,5 тыс. рублей за один квадратный метр.
Также загадочна история и с удовлетворенным судом требованием Леоновой возместить аренду жилплощади на время ремонта в квартире в Доме на набережной в размере 2,1 млн рублей. Когда адвокаты Шевченко попросили истцов показать официальный договор аренды столь дорогого жилья (70 тыс. рублей в месяц), те этого сделать не смогли. В ходе слушаний позже они заявили, что Леонова жила в различных санаториях, однако квитанций об оплате не сохранила.
У Шевченко есть претензии к судье
Недавно адвокаты Шевченко подали в Квалификационную коллегию судей Москвы жалобу на судей, удовлетворивших иск Леоновой. "При рассмотрении данного дела судьями допущены существенные нарушения процессуального и материального права, что явилось основанием для дальнейшего обжалования судебных актов", - отмечено в жалобе.
Особое внимание в ней уделяется тому, в какой спешке принимала решение судья Замоскворецкого суда Лобова. Стараясь побыстрее удовлетворить иск, она не заметила, что у адвоката истца просрочена доверенность, поэтому она вообще не имела права участвовать в процессе. Лобова не обратила внимание и на то, что предъявленные истцом заключения специалистов и другие документы составлены в отсутствие ответчика и без его уведомления.
"Все ходатайства представителя ответчика о проведении новых экспертиз по данному делу судом сначала отклонялись как преждевременно заявленные, потом же оказалось, что заявлены поздно, т.к. нужно было срочно выносить решение", - отмечают адвокаты Шевченко. В результате иск Леоновой был удовлетворен в полном объеме на основании только ею предъявленных экспертиз.
Подарок дочери могут признать незаконным
Ранее в суд поступил еще один иск против экс-министра - с требованием признать незаконным договор дарения квартиры в Доме на набережной дочери Шевченко. По мнению истца, ответчик таким образом намеревался спасти квартиру от ареста и использования для компенсации ущерба.
На сегодняшнем заседании Замоскворецкого суда судья спросила стороны, не желают ли они заключить мировое соглашение, однако ответчики наотрез отказались решать спор миром, пояснив, что не согласны ни с требованием иска о признании договора дарения недействительным, ни с вынесенным ранее решением о выплате компенсации.
Сейчас представители ответчиков надеются на то, что суд откажет Леоновой в иске о признании незаконной сделкой договора дарения квартиры. "Я вчера продал квартиру, но дарение произошло раньше, поэтому сейчас нет основания для ареста подаренной квартиры", - сказал журналистам сын бывшего министра здравоохранения. В настоящее время в процессе объявлен перерыв до десятого апреля.
"Народ, воспитанный в советское время, утратил внутреннее благородство"
Представители Русской православной церкви по-прежнему предпочитают во всей этой истории видеть глубинный смысл, а не бытовую борьбу двух хозяйствующих субъектов. Интерес к истории вокруг квартиры патриарха - это не что иное, как элемент заказной кампании против всей Церкви и вообще показатель низкого духовного уровня народа, уверены священнослужители. Об этом ранее говорил сам Кирилл, похожее мнение высказывали и в Общественной палате РФ. О том же сегодня заявляет глава синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеймон.
Критика в адрес патриарха Кирилла в последнее время приняла форму "собирания сплетен, клеветы", заявил священнослужитель в интервью православному журналу "Нескучный сад". "Мне кажется, что это говорит не о патриархе, а о самих этих людях, которые распространяют всякие гадости. Наш народ, воспитанный в советское время, полностью утратил внутреннее благородство, стал подобным библейскому Хаму", - сказал епископ.
Люди перестали уважать тех, "кто выше их". "Мне кажется, из-за нашей советской истории, из-за того, что большевики когда-то силой пришли к власти, люди у нас потеряли правильное отношение ко всякой власти - потеряли почтение к тем, кто выше их. Современный человек не признает возможным уважительное отношение ни к какой власти. И это тоже Хамова черта, я так думаю", - полагает Пантелеймон.
Подобное отношение к патриарху Кириллу, по его мнению, совершенно несправедливо, так как предстоятель РПЦ многое делает для Церкви и служит самоотверженно - у него "нечеловечески плотный график, он мало очень спит, личного времени нет никакого, он постоянно работает, при том что он человек уже в возрасте".
"Именно он больше всех поддерживает социальную деятельность Церкви - если бы не его инициатива, не развивалось бы так активно, как сейчас, социальное служение Церкви. То, что делается сейчас по восстановлению церковной жизни, - такого никогда не было в России. И в ответ на это он получает угрозы и оскорбления", - заявил иерарх.