Президент Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности России, соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ был подписан 5 декабря и вступил в силу
© РИА Новости / Михаил Климентьев
Президент Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности России, соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ был подписан 5 декабря и вступил в силу Одним из направлений обеспечения безопасности страны должно стать стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть при использовании информационных технологий
 
 
 
Президент Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности России, соответствующий указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ был подписан 5 декабря и вступил в силу
© РИА Новости / Михаил Климентьев
 
 
 
Одним из направлений обеспечения безопасности страны должно стать стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть при использовании информационных технологий
© РИА Новости / Стрингер

Президент Владимир Путин через четыре дня после утверждения новой доктрины внешней политики России утвердил новую доктрину информационной безопасности страны. Положения обеих доктрин во многом совпадают.

Нынешний документ был подписан 5 декабря и уже вступил в силу. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации. Предыдущая доктрина информационной безопасности, утвержденная в сентябре 2000 года, признана утратившей силу.

Доктрина, подготовленная Советом безопасности РФ, представляет собой "систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности страны в информационной сфере". Среди ее основных положений - противодействие зарубежным странам, которые наращивают информационное воздействие на Россию, защита молодежи от размывания традиционных духовно-нравственных ценностей, нейтрализация подрывов основ и патриотических традиций, выявление религиозных, этнических, правозащитных и иных организаций, вовлеченных в дестабилизацию и подрыв суверенитета, развитие системы управления Рунетом и другие.

- Кремль: кое-кто в РФ целенаправленно извращает исторические факты

Как говорится в документе, безграничные возможности оборота информации "все чаще используются для достижения геополитических, террористических, экстремистских и криминальных целей", и ряд зарубежных стран наращивает информационное воздействие на Россию.

Поэтому на основе анализа информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности в доктрине определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности России с учетом стратегических национальных приоритетов.

В документе развиваются положения Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной президентом в декабре 2015 года.

Угрозы

Одним из основных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, называется "наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру РФ в военных целях".

Одновременно с этим отмечается усиление деятельности организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских госорганов, научных организаций и оборонных предприятий.

"Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств", - говорится в документе. В нем особо подчеркивается, что "в эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан".

Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики. Подчеркивается, что российские средства массовой информации подвергаются откровенной дискриминации за границей.

Кроме того, "наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Различные террористические и экстремистские организации "широко используют механизм информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание для нагнетания межнациональной и социальной напряженности".

В новой доктрине уделено особое внимание компьютерной преступности. Масштабы кибератак в последние годы возросли и представляют ныне реальную угрозу госбезопасности. Подтверждением тому служат примеры атак на критически важные объекты по всему миру. Схожий пункт есть практически во всех аналогичных документах США, Японии, Германии и т.д.

Состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется "постоянным повышением сложности, увеличением масштабов и ростом скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, усилением разведывательной деятельности иностранных государства в отношении РФ".

В российской доктрине также уделяется внимание безопасности кредитно-финансовой сферы. В документе подчеркивается, что "состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг". "Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи", - поясняется в тексте.

Цели и направления стратегии

В связи с этим основными направлениями стратегии обеспечения информационной безопасности "в соответствии с военной политикой РФ" являются стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий; совершенствование системы обеспечения информационной безопасности ВС РФ; прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз; содействие обеспечению защиты интересов союзников РФ в информационной сфере, а также "нейтрализация информационно-психологического воздействия, направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества".

"Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры", - отмечается в доктрине.

Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства названо формирование "устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном партнерстве".

В доктрине подчеркивается, что Россия будет создавать и внедрять информационные технологии, "изначально устойчивые к различным видам воздействия", а также стремиться к "ликвидации зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок...".

Также среди основных направлений обеспечения информбезопасности в РФ перечислены повышение конкурентоспособности российских IT-компаний, развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы.

В целях обеспечения стратегической стабильности страна будет двигаться по пути защиты суверенитета в информпространстве, участия в формировании системы информбезопасности, обеспечивающей противодействие использованию информационных технологий в военных целях, а также развития национальной системы управления российским сегментом интернета.

Доля IT и электронной промышленности как в ВВП РФ, так и в структуре экспорта должна расти, говорится в документе. О важности развития цифровых технологий и защите от киберугроз Путин говорил 1 декабря в ежегодном Послании Федеральному собранию.

В Кремле заявили, что кое-кто целенаправленно извращает исторические факты

Доктрина информационной безопасности, утвержденная указом президента РФ, не создает угрозы историкам и специалистам, которые имеют альтернативное мнение на различные исторические факты, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

"Нет, не создает. Наоборот, исторические исследования, работа в архивах - это работа, которой придается большое значение", - сказал .

Но, по его словам, "в то же время нельзя отрицать, что мы сталкиваемся с действиями и, можно сказать, с целенаправленной линией, которые направлены на извращение исторических фактов, передергивание, манипуляции с историческими фактами с тем, чтобы оказать идеологическое давление на Россию".

Он добавил: "Это не секрет, этому надо противодействовать. Но это не исключает, безусловно, научно-исследовательского плюрализма, и не может исключать". Как пишет "Интерфакс", так Песков ответил на вопрос, не создает ли утвержденная указом президента доктрина угрозы специалистам, которые имеют альтернативное мнение на исторические факты, в частности, пункт документа о нейтрализации информационно-психологического воздействия, направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.

1 декабря Путин утвердил новую доктрину внешней политики России

В минувший четверг, 1 декабря, президент России Владимир Путин утвердил новую доктрину внешней политики РФ, признав утратившей силу предыдущую, утвержденную 12 февраля 2013 года.

Основными направлениями внешнеполитической деятельности России, как они определялись в документе, являются обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепление правового государства и демократических институтов. Кроме того, деятельность направлена на создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности российской экономики, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения и упрочение позиций России как одного из влиятельных центров современного мира.

Среди других направлений были названы "недопущение дискриминации российских товаров, услуг и инвестиций", "укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности", формирование добрососедских отношений с соседними странами и содействие устранению очагов напряженности.

В документе говорилось о попытке западных государств навязать свою точку зрения остальному миру, что представляется авторам особенно опасным на фоне международной нестабильности.

Роль фактора силы в международных отношениях в связи с обострением противоречий и нестабильности политической и экономической системы увеличивается, говорилось в документе: "Наращивание и модернизация силового потенциала, создание и развертывание новых видов вооружений подрывают стратегическую стабильность, создают угрозу глобальной безопасности, обеспечиваемой системой договоров и соглашений в области контроля над вооружениями".

В то же время риск крупномасштабной войны, в том числе ядерной, признавался невысоким. "Несмотря на то что опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, между ведущими государствами остается невысокой, возрастают риски их втягивания в региональные конфликты и эскалации кризисов", - говорится в тексте.

В доктрине внешней политики подчеркивалось, что Россия будет бороться против военных интервенций, нарушающих суверенитет государств. "Российская Федерация намерена не допускать осуществления под предлогом реализации концепции "ответственность по защите" военных интервенций и прочих форм стороннего вмешательства, нарушающих нормы международного права, в частности принцип суверенного равенства государств", - сказано в документе.

"Россия исходит из того, что поступательное и предсказуемое развитие диалога с США как по вопросам двусторонних отношений, так и по вопросам мировой значимости возможно только на основе равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга", - указано в концепции.

"Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права, не приемлет попыток оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия, в том числе путем укрепления национальной обороны и принятия зеркальных или асимметричных мер", - отмечается в документе.

"Россия рассматривает создание глобальной системы противоракетной обороны США как угрозу своей национальной безопасности и оставляет за собой право принятия адекватных ответных мер", - говорится далее.

"Россия выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями при обязательном учете неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами, императивности придания процессу ядерного разоружения многостороннего характера", - говорится в концепции.

"Российская Федерация исходит из того, что переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только с учетом всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность", - отмечается в ней.

В новой концепции отмечается, что Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, при этом РФ "негативно относится к расширению НАТО, приближению военной инфраструктуры альянса к российским границам и наращиванию его военной активности в приграничных с Россией регионах".

Россия, отмечается в концепции, относится к этим действиям как к "нарушающим принцип равной и неделимой безопасности и ведущим к углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе".

В концепции провозглашается урегулирование конфликта на Украине политико-дипломатическим способом.

"Российская Федерация заинтересована в развитии всего многообразия политических, экономических, культурных и духовных связей с Украиной на основе взаимоуважения, выстраивании партнерских отношений при соблюдении своих национальных интересов", - говорится в документе.

Отмечается, что "во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и международными структурами Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта".

Важной частью доктрины внешней политики является защита интересов российских компаний на мировой арене. В документе говорится, что Россия "оказывает государственную поддержку российским организациям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров".

Документ также констатирует, что Россия "укрепляет сотрудничество с ведущими производителями энергетических ресурсов, стремится к развитию равноправного диалога со странами-потребителями и странами транзита таких ресурсов, исходя из того, что для гарантированного осуществления поставок энергетических ресурсов требуется обеспечение стабильности спроса на них и надежности их транзита", а также "принимает меры по использованию своего уникального географического положения для увеличения транзитных грузопотоков в целях оптимального развития торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом".

Разработать новую редакцию концепции Путин поручил в апреле 2016 года. В концепции 2013 года главными целями декларировались в том числе "создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики", "всемерное укрепление международного мира" и "формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами". За это время Россия присоединила Крым, попала за это под санкции мирового сообщества и испытала двукратное падение курса рубля на фоне резкого снижения инвестиций и экономического спада.