Процесс по делу об убийстве журналистки "Новой Газеты" Анны Политковской может начаться заново: коллегии присяжных грозит роспуск, а председательствующему судье – отвод
Reuters
Процесс по делу об убийстве журналистки "Новой Газеты" Анны Политковской может начаться заново: коллегии присяжных грозит роспуск, а председательствующему судье – отвод Как утверждается, судья принял решение закрыть процесс без учета мнения присяжных, и ему должен быть заявлен отвод. "Никаких предусмотренных УПК оснований на закрытие процесса не было", – отметил Резник
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Процесс по делу об убийстве журналистки "Новой Газеты" Анны Политковской может начаться заново: коллегии присяжных грозит роспуск, а председательствующему судье – отвод
Reuters
 
 
 
Как утверждается, судья принял решение закрыть процесс без учета мнения присяжных, и ему должен быть заявлен отвод. "Никаких предусмотренных УПК оснований на закрытие процесса не было", – отметил Резник
RTV International
 
 
 
Присяжный Евгений Колесов сообщил радиостанции "Эхо Москвы", что коллегия не требовала убрать представителей СМИ из зала суда: соответствующего заявления никто не подписывал
"Эхо Москвы"
 
 
 
В четверг Колесов написал заявление на имя председательствующего судьи Евгения Зубова, в котором указал, что просит не считать себя больше присяжным заседателем, потому что не хочет "участвовать в неправильном суде"
"Эхо Москвы"

Процесс по делу об убийстве журналистки "Новой газеты" Анны Политковской может начаться заново: коллегии присяжных грозит роспуск, а председательствующему судье – отвод. К этому способен привести скандал, разразившийся вокруг закрытия процесса для прессы. Российские газеты активно комментируют случившееся: наиболее интересные цитаты на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".

По мнению главы адвокатской палаты Москвы Генри Резника, у судьи Евгения Зубова есть реальные шансы лишиться судейского статуса. Как утверждается, судья принял решение закрыть процесс без учета мнения присяжных, и ему должен быть заявлен отвод. "Никаких предусмотренных УПК оснований на закрытие процесса не было", – приводит слова Резника "Газета.ru".

Напомним, в среду суд был объявлен закрытым "по просьбе присяжных", которые якобы опасались за свою безопасность в случае освещения процесса журналистами. В ответ присяжный Евгений Колесов сообщил радиостанции "Эхо Москвы", что коллегия не требовала убрать представителей СМИ из зала суда: соответствующего заявления никто не подписывал.

- Чем известен судья Зубов
- Скандалы с присяжными происходят регулярно
- Убийцу Политковской ищут, заказчик не установлен

Кровельщик Колесов объяснил свой поступок обидой. "Я пришел домой, решил приготовить себе обед, включил "Эхо Москвы". Слушаю это радио. И вдруг я узнаю, что, оказывается, мы струсили, испугались прессы и попросили судью удалить прессу. Вы знаете, для меня это был просто шок. Я решил связаться с вами", – сказал он в эфире.

Продолжать работать в коллегии мужчина уже не сможет: Уголовно-процессуальный кодекс запрещает членам коллегии общаться с лицами, не входящими в состав суда по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела, а также нарушать тайну совещания и голосования присяжных.

В четверг Колесов написал заявление на имя председательствующего судьи Евгения Зубова, в котором указал, что просит не считать себя больше присяжным заседателем, потому что не хочет "участвовать в неправильном суде". В тот же день присяжные направили на имя Зубова коллективное заявление (его не подписал только один из двадцати заседателей) о допуске в зал заседаний пишущих журналистов.

Эти заявления будут рассмотрены 1 декабря, когда возобновятся слушания по делу. Напомним, накануне суд объявил перерыв. В качестве причины судья назвал занятость адвоката Мусаева. Правда, сам Мусаев, представляющий в суде интересы обвиняемого Джабраила Махмудова, заявил, что вовсе не занят и ему не нужно участвовать в другом процессе.

"Я встал и говорю: уважаемый суд, мне никуда не надо. В другом процессе – это громкое дело о беспорядках в Кондопоге, которое слушается в Петрозаводске – моих подзащитных защищают другие адвокаты, я обо всем договорился", – сообщил Мусаев. Однако судья настоял на своем и объявил перерыв.

Пока же никакой реакции суда на поступок Колесова не последовало. Зато адвокат потерпевшей стороны Карина Москаленко поспешила выразить восхищение действиями присяжного: "Он сам не понимает, что он герой. А он герой!" Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов назвал выступление Колесова "нравственным и искренним". "Мы обеими руками за сохранение этой коллегии присяжных, она нас полностью устраивает и дает надежду на справедливое разбирательство", – добавил Муратов.

Адвокат Мусаев ранее отметил, что скандал может послужить формальным поводом для роспуска всей коллегии. В этом случае придется отбирать новых заседателей и начинать процесс сначала. Адвокаты обеих сторон против этого. "Теперь будем всеми силами препятствовать возможному роспуску коллегии", – говорят они. В лучшем случае, текущий состав заседателей сохранят, заменив только одного – предавшего огласке кулуарные события Колесова.

Кроме того, есть шанс, что процесс снова станет открытым, приводит "Газета.ru" слова бывшего прокурора Виктора Илюхина. "После того, что рассказал один из членов коллегии присяжных, я думаю, что адвокатам стоит снова попробовать попросить об открытии процесса", - заявил Илюхин.

Он, также как и Генри Резник, не исключил возможности отвода председательствующего судьи. "Если присяжные действительно просто хотели присмотреться к прессе, а остальное за них додумал судья, то незыблемость его решения будет поставлена под большое сомнение если не адвокатами, то хотя бы обществом", – отметил экс-прокурор. "Существует один важный момент: наше правосудие совершенно некомпетентно. У них понятие "целесообразность" важнее понятия "законность", – напомнил Илюхин.

Ранее судья Зубов оправдал подозреваемых по делу Холодова

Полковник юстиции Евгений Зубов с 2002 года работает судьей Московского окружного военного суда, является председателем судебного состава судебной коллегии по уголовным делам. За последние годы он участвовал в рассмотрении целого ряда громких дел, напоминает газета "Коммерсант".

10 июня 2004 года по итогам повторного рассмотрения дела об убийстве корреспондента газеты "Московский комсомолец" Дмитрия Холодова Евгений Зубов оправдал всех обвиняемых. Одновременно он вынес частное определение в адрес Генпрокуратуры в связи допущенными во время следствия нарушениями. Кроме того, 15 декабря 2005 года судья удовлетворил иск одного из фигурантов дела полковника ВДВ Павла Поповских, обязав государство выплатить ему 2,1 млн рублей. В пользу другого оправданного - Константина Барковского - суд взыскал с государства 6,5 млн рублей, а в пользу Константина Мирзаянца - 9,7 млн рублей.

17 февраля 2004 года судья Зубов отказал в изменении приговора бывшему главному финансисту Минобороны генерал-полковнику Георгию Олейнику, осужденному на пять лет за превышение служебных полномочий.

27 февраля 2004 года Зубов переправил в Московский гарнизонный военный суд жалобу адвоката Бориса Кузнецова о возобновлении расследования обстоятельств гибели подлодки "Курск", поданную от имени 46 родственников погибших моряков. Господин Зубов пояснил, что данная жалоба находится в юрисдикции нижестоящего суда. Гарнизонный суд жалобу не удовлетворил.

14 декабря 2004 года он приговорил к десяти годам колонии строгого режима и лишил звания подполковника погранслужбы ФСБ Игоря Вялкова, обвинявшегося в шпионаже в пользу Эстонии. В ходе процесса судья отказал Игорю Вялкову в удовлетворении ходатайства об отказе от двух назначенных судом адвокатов и добавил ему еще одного государственного защитника.

Скандалы с присяжными происходят в России ежегодно

4 февраля 2005 года присяжные оправдали руководителей компании "Техносервис" Игоря Поддубного и Евгения Бабкова, обвинявшихся в мошенничестве. В тот же день адвокат Виктор Паршуткин устроил для заседателей банкет в ресторане, на котором присутствовал один из подсудимых, сообщили СМИ. Верховный суд в результате отменил приговор, а против адвоката возбудили дело о воспрепятствовании правосудию. Позже дело прекратили, а обвиняемых вновь оправдали.

1 декабря 2006 года присяжные по делу о подрыве поезда "Грозный—Москва" вынесли вердикт о невиновности подсудимых Михаила Клевачева и Владимира Власова. Однако приговор не был оглашен, так как в тот же день коллегия была распущена судом. Поводом послужил факт общения заседателей с одним из адвокатов вне зала суда. Новая коллегия признала подрывников виновными.

20 декабря 2006 года Мособлсуд удовлетворил прокурорский отвод присяжных по делу о покушении на главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Судья заявил, что на присяжных оказывали давление сторонники подсудимого полковника Владимира Квачкова и журналисты. 6 декабря 2007 года новый состав присяжных также распустили: выяснилось, что один из заседателей состоит на учете в наркологическом диспансере. В итоге присяжные вынесли оправдательный вердикт.

10 июля 2008 года из коллегии по делу об убийстве первого зампреда ЦБ Андрея Козлова был выведен присяжный Сергей Левин. Суду стало известно, что он пытался уговорить трех запасных заседателей выйти из процесса за вознаграждение в 5 тыс. руб. Следственный комитет возбудил против него дело о воспрепятствовании правосудию. Впоследствии из процесса были выведены еще три человека - двое за распитие пива в общественном месте, один - за общение с незнакомыми людьми.