В ночь со второго на третье мая над Сочи потерпел крушение авиалайнер "А-320", принадлежащий компании "Армавиа". Самолет выполнял рейс N 967 по маршруту Ереван-Сочи, но не долетев 6 километров до береговой линии, рухнул в море. На его борту находились 113 человек: 105 пассажиров и 8 членов экипажа. Было ли происшедшее случайностью или следствием чьей-то ошибки? Экспертное мнение бывшего начальника Главного управления гражданской авиации Армении Дмитрия Атбашьяна: причина катастрофы - общий кризис авиации в Армении.
- Буду говорить, исходя из твердо установленных фактов: погода была плохая, самолет не долетел до аэродрома и упал в море в неуправляемом положении. Почему он упал? Здесь могут быть десятки причин, в том числе и неадекватное пилотирование самолета. Однако, учитывая квалификацию пилотов, я больше склоняюсь к вероятности внешнего воздействия на самолет опасных метеорологических явлений - ливня, смерча, грозы, могла произойти временная потеря экипажем работоспособности от поражения самолета молнией и т. д.
Но самое вероятное, что он влетел в зону интенсивных осадков. Интенсивные осадки отличаются тем, что крупные капли дождя пробивают так называемый пограничный слой воздуха. Поверхность самолета намокает, сильно растет профильное сопротивление и тяги двигателей для преодоления этого сопротивления может не хватить, самолет теряет скорость, она становится меньше критической и машина сваливается "в штопор".
Важно и то, что аэропорт Адлер, где возможность ухода на 2-й круг ограничена рубежом 4 км, после которого посадка самолета обязательна в любом случае, не имеет даже стандартного для обычного аэропорта радио- и светосигнального оборудования. Ошибка диспетчера или сбой в работе наземного оборудования также не исключаются.
В наследство от СССР независимой Армении досталось мощная гражданская авиация. Парк воздушных судов включал около 80 самолетов, объемы перевозок в Армении превышали объемы перевозок всех социалистических стран или Турции и Ирана, вместе взятых.
Система воспроизводства кадров работала даже с запасом. В Армению ежегодно приезжали около 600 молодых специалистов, окончивших высшие и средние авиационные учебные заведения. Но с конца 80-ых годов контроль над гражданской авиацией был утрачен. В 1993-94 годах какие-то остатки наших кадров еще обучались в различных ВУЗ-ах, а потом все прекратилось и вот уже 10 лет как в Армению не прибывает ни одного нового специалиста в области авиации. Сейчас средний возраст армянских пилотов переваливает за 50 лет. Первоначальная летная подготовка для Армении закрыта. Инженерно-авиационная служба также в плачевном состоянии, техническое обслуживание эйрбасов производится в Европе.
В Армении поспешили с передачей авиации в частные руки. Профессионалы потеряли рычаги контроля за развитием гражданской авиации, как это делает, например ALPA-ATA и другие общественные организации в США. Государство должно было заниматься правовыми вопросами, сертификацией, лицензированием, контролем, вопросами подготовки кадров и др. так, как это делается во всем мире.
В Японии и в других развитых странах авиация очень долгие годы находилась под контролем государства. Только потом, когда компания, как говорится, "становилась на крыло", то есть становилась мощной, непотопляемой, самоокупаемой и способной без государственных субсидий обеспечить замкнутый производственный цикл, то есть цикл воспроизводства всех ресурсов, в том числе и самого главного - кадрового, только после этого она передавалась в частные руки.