Иран - государство в Юго-Западной Азии. Территория - 1,648 млн. кв. км. Иран на Юге и Юго-западе омывается Оманским и Персидским заливами, на Севере - Каспийским морем
Архив NEWSru.ru
Иран - государство в Юго-Западной Азии. Территория - 1,648 млн. кв. км. Иран на Юге и Юго-западе омывается Оманским и Персидским заливами, на Севере - Каспийским морем Большая часть Ирана - пустыни и полупустыни
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Иран - государство в Юго-Западной Азии. Территория - 1,648 млн. кв. км. Иран на Юге и Юго-западе омывается Оманским и Персидским заливами, на Севере - Каспийским морем
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Большая часть Ирана - пустыни и полупустыни
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Основным видом природных богатств Ирана являются нефть (8 млрд. т) и газ (23 трил. куб. м) - около 10% мировых запасов нефти (5 место в мире), 14% - газа (2 место в мире).
Архив NEWSru.ru

Иран - государство в Юго-Западной Азии. Территория - 1,648 млн. кв. км. Иран на Юге и Юго-западе омывается Оманским и Персидским заливами, на Севере - Каспийским морем.

Большая часть Ирана - пустыни и полупустыни. Иран стоит особняком среди мусульманских стран, поскольку большинство его населения мусульмане-шииты, а в соседних странах проживают мусульмане-сунниты. Именно поэтому Иран никогда не участвует ни в каких мусульманских коалициях.

Основным видом природных богатств Ирана являются нефть (8 млрд. т) и газ (23 трил. куб. м) - около 10% мировых запасов нефти (5 место в мире), 14% - газа (2 место в мире). Основные месторождения нефти сосредоточены на юге страны, в Хузестане, богат нефтью шельф Персидского залива

Основой благополучия Ирана, как и других стран Ближнего Востока, является нефть. Здесь, как и в ОАЭ или Кувейте, нефть первоначально добывалась иностранными компаниями, но под контролем правительства.

Однако в феврале 1978 года в стране произошла исламская революция, в результате которой шахский режим пал в феврале 1979 года, а к власти пришло шиитское духовенство.

Под контролем государства находятся главные отрасли экономики, внешняя торговля, банки, страхование, снабжение, энергетика и водоснабжение, телекоммуникации, связь, радио, почта, телевидение, гражданская авиация, морской транспорт, автомобильный и железнодорожный транспорт.

В качестве основной задачи правительство объявило исламизацию общества и избавление от влияния Запада. Тысячи иранцев, получивших светское воспитание, эмигрировали в Турцию, Европу и Северную Америку. Исламские нормы внедрялись в быт, в социальную жизнь, политическую систему, в экономику. Проведенная культурная революция основной задачей ставила внедрение исламских норм в образование.

Структура власти

Столица - Тегеран. Глава государства - лидер Исламской революции (в других переводах - лидер, вождь, руководитель или просто Аятолла). С 04 июня 1989 года глава государства Али Хусейн Хаменеи.

Второй человек в государстве - президент, избираемый раз в 4 года на всеобщих выборах. Президент руководит исполнительной властью и отвечает за внешнюю политику.

Нынешний президент Мохаммад Хатами имеет сан "аятоллы" с маленькой буквы (второй в иерархии шиитского духовенства) и принадлежит к роду пророка Мухаммеда, о чем говорят его черный тюрбан и титул "cейед". Первый раз его избрали на этот пост в 1997 году.


Президент Хатами имеет репутацию реформатора и сторонника постепенного улучшения отношений с Западом.

Он выдвинул концепцию "диалога цивилизаций", последовательно проводя политику налаживания отношений Ирана с мировым сообществом. Политика Хатами, ставшего лидером реформаторских сил, нашла поддержку среди населения страны, большинство избранных в меджлис 6 созыв (в 2000) составили реформаторы.

В 2001 году Хатами вновь был переизбран на пост президента В период деятельности Хатами заметно активизировалась партийная жизнь, более независимой стала пресса. Общественная жизнь принимала все более демократические и цивилизованные формы. В быт, трудовую этику, культуру, экономические отношения все больше стали проникать европейские заимствования.

Тем не менее добиться решительного перелома в повышении жизненного уровня населения, в создании подлинно гражданского общества правительству Хатами не удалось. Законопроекты, внесенные Хатами, призванные изменить соотношение сил в пользу республиканских органов, так и не были приняты из-за позиции консерваторов.

Несмотря на фактическое одобрение действий США в Афганистане и Ираке, американские санкции против Ирана, введенные в середине 1990-х, так и не были отменены, что консерваторы оценивали как просчеты внешней политики правительства реформаторов. Уже результаты муниципальных выборов (2003) показали падение популярности реформаторов, на выборах в меджлис 7 созыв (2004) победили сторонники консерваторов.

В Иране продолжается борьба различных партий и группировок по вопросам путей как политического, так и экономического развития. Одни из пришедших к власти в меджлисе нео-реформаторы заявляют о перспективности для Ирана японской модели, другие- китайской модели.

Иран, таким образом, переживает переломный период исторического развития, в котором главным является не столько выбор экономической модели, сколько поиск нового баланса светских и религиозных начал в политической системе общества.


Экономика

Объем ВВП в 2003 составил 477 млрд долл. по ППС, или 7190 долл. на душу населения (в номинальном долларовом эквиваленте соответственно 133 и 2000) Высокие темпы роста ВВП в 1960-70-е (10,8%) были подорваны революцией и восьмилетней войной с Ираком.

В 1990-е годы падение ВВП было приостановлено, среднегодовой прирост ВВП в 1990-2003 составил 4,0%. Норма валового накопления в 60-70-е годы была достаточно стабильно (в пределах 20-24%), в 80-е снизилась до15%, в 90-е вновь вышла на уровень 20-24%.

В 2003 году норма капиталовложений выросла до 30%. Более половины капиталовложений приходится на частный сектор, обеспечивающий 60-70% вложений в оборудование.

В шахский период основной экономический потенциал был сосредоточен в руках государства. С помощью государства были построены современные предприятия в разных отраслях экономики. Для этого широко привлекался иностранный капитал и частный отечественный капитал. Все государственные и частные крупные и технологически новые предприятия были построены в 60-70-е с участием иностранного капитала.

В исламский период после проведенной в 1979 году массовой национализации банков, иностранной и крупной промышленной собственности, госсектор расширил свои позиции в экономике.