Патриотическое творчество российской бюрократии
Архив NEWSru.ru
Патриотическое творчество российской бюрократии
 
 
 
Патриотическое творчество российской бюрократии
Архив NEWSru.ru

Как известно, после распада Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического воспитания граждан. Однако вопрос о необходимости разработки программы патриотического воспитания граждан начал волновать чиновников новой России уже в начале 1990-х годов.

В специальную программу тогда это не вылилось, тем не менее "пожелание сверху" позволило приступить к разработке региональных программных материалов и проведению мероприятий патриотического воспитания, в первую очередь, молодежи в большинстве субъектов РФ.

В конце марта 1998 года правительство поручило Российскому государственному военному историко-культурному центру при Правительстве РФ (Росвоенцентру), министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти субъектов РФ, ведущим ветеранским и другим общественным организациям проработать и внести предложения по проекту Федеральной целевой программы патриотического воспитания граждан РФ.

В ноябре 1998 года разработанные предложения были доложены в Правительство РФ, а в декабре вышло его поручение о разработке проекта Федеральной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества".

На различных этапах формирования проекта программы он трижды обсуждался в комитетах Государственной Думы, включая парламентские слушания, а также на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы организации патриотического воспитания граждан Российской Федерации" в 1999 году. Было рассмотрено более 1500 предложений, поступивших от федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти, субъектов РФ, ветеранских и других общественных организаций, религиозных конфессий.

После согласований Постановлением Правительства РФ от 16.02.01 №122 была принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы".

Целью принятой программы провозглашалось развитие системы патриотического воспитания граждан РФ, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач консолидации общества, поддержания общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов РФ.

Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:

- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; - формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

На федеральном уровне координационную деятельность по реализации государственной программы осуществляет Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Эта комиссия на своих заседаниях регулярно рассматривает ход реализации государственной программы федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, заслушивает соответствующих руководителей, вырабатывает необходимые предложения и рекомендации. Рабочим органом этой Правительственной комиссии, обеспечивающим выполнение вышеназванных ее функций, определен Росвоенцентр.

Соответствующие структуры, координирующие ход реализации как государственной, так и региональных программ, созданы в большинстве субъектов РФ. Так, например, в Республике Бурятии, Республике Саха (Якутия), Чувашской Республике, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Волгоградской, Костромской, Орловской, Ленинградской и многих других областях созданы и результативно работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания граждан, которые, как правило, возглавляют заместители глав администраций.

В рамках реализации программы особое внимание было отведено разработке "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", которая прошла рассмотрение и согласование в федеральных и региональных органах исполнительной власти, в ведущих общественных организациях и была принята к руководству в мае 2003 года.

В июле 2003 года правительство поручило Российскому государственному военному историко-культурному центру при Правительстве РФ (Росвоенцентр), Минобразованию России, Минкультуры России, Минобороны России совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами, субъектами РФ начать разработку государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".


Отчетность

Из статьи Ю. Квятковского, директора Росвоенцентра " Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и безопасность страны":

"Все сказанное позволяет утверждать, что проект Программы явился документом коллективного творчества, основывается на принципах научности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций.

...

Как федеральными, так и региональными органами исполнительной власти стало больше уделяться внимания обмену опытом организации и проведения мероприятий патриотического воспитания граждан. В этих целях федеральными министерствами, ведомствами, администрациями субъектов РФ проведены и планируются научно-практические конференции, семинары, круглые столы и совещания. Весьма показательны кворумами мероприятия, которые были проведены Минобразованием России, Минобороны России, Минкультуры России, Федеральной пограничной службой России, МВД России, Федеральной службой железнодорожных войск РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Росархивом, администрациями Дальневосточного федерального округа, Республики Бурятия, Краснодарского края, Томской, Тюменской, Волгоградской, Московской, Липецкой и некоторых других областей, Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа.

Появился первый опыт организации подготовки кадров патриотического воспитания. В этом отношении заслуживает внимания работа Минобразования России, Минкультуры России, Минобороны России, МВД России, администраций Брянской, Тамбовской, Волгоградской, Владимирской, Ивановской, Курской, Смоленской, Тверской, Ярославской и ряда других областей. Заметно активизировалась работа, прежде всего с молодежью, по проведению празднования памятных дат истории России, организации различного рода конкурсов, фестивалей и межрегиональных встреч патриотической тематики.

...

Было бы наивным думать, что все идет планово, гладко и без сбоев. Есть и то, и другое, и третье. Очень серьезным остается вопрос отношения к проблемам патриотического воспитания граждан России значительной части СМИ. Что греха таить, к сожалению, достаточно значительная часть из них отводит место совершенно другим публикациям, например, таким как: а было ли в России вообще что-либо доброе и прогрессивное, являются ли А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Г.И.Жуков и многие другие действительно выдающимися полководцами, следует ли считать героическим подвигом действия экипажа крейсера "Варяг", Н.Гастелло, А.Матросова и о многом другом в том же духе. СМИ - весьма мощное и результативное средство воздействия на умы людей - пока практически не участвует в ведущейся работе по организации патриотического воспитания граждан.

Не во всех регионах их руководители с должным вниманием подходят к вопросам организации работы по патриотическому воспитанию граждан, передоверив это, можно сказать, второстепенным (или непрофильным) и неполномочным органам или лицам. А это вызывает соответствующую цепную реакцию нижестоящих руководителей и соответствующее отношение к финансированию ведущейся работы. Далека еще от удовлетворения работа по организации патриотического воспитания студенчества и в рабочих коллективах. Есть и другие существенные недоработки и проблемы.

Из Справки к заседанию коллегии Минобразования России по вопросу "О реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"

Принятие программы явилось важным событием в жизни страны. Был принят государственный правовой акт, определяющий роль, место и значение идей патриотизма на современном этапе общественной жизни России, направленный на обеспечение социально-экономического, духовного и культурного подъема Российского общества, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности страны. Значимость программы заключается в том, что она определила пути создания и развития государственной системы патриотического воспитания граждан России, роль и место федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций в этой системе, содержание и основные направления их деятельности в современных условиях.

...

В соответствии с шестым направлением государственной программы "Формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан Российской Федерации" Управлением воспитания и дошкольного образования детей и молодежи организована разработка следующего программно-методического материала:

- "Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности". – М: АРКТИ, 2003;
- "Воспитание гражданственности ребенка-дошкольника". Авторская программа воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М.: ОЦ "ЭОС", 2002;
- "Как научить детей любить Родину": Руководство для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2003;
- "Воспитывая маленького гражданина". Практическое пособие для воспитателей. – М.: АРКТИ, 2003;
- "Дошкольнику об истории и культуре России" Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003;
- "Герб и флаг России. Знакомство дошкольников и младших школьников с государственными символами". Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2003.

...

Не всегда и не везде в ходе организации выполнения государственной программы достигается эффективная координация деятельности государственных структур с ветеранскими и другими общественными организациями, творческими союзами, традиционными религиозными конфессиями.

Несмотря на то, что в половине субъектов Российской Федерации образованы и действуют советы и центры по патриотическому воспитанию, этот процесс идет еще очень медленно и до сих пор не получил должного развития.

Мероприятия, активно осуществляемые в ряде регионов, имеют только молодежную направленность и не ориентированы на работу с другими социальными группами и возрастными категориями граждан. В них неоправданно мало мероприятий со студенческой, рабочей и творческой молодежью, представителями малого и среднего предпринимательства, нет четкой системы мер по укреплению дружбы между народами, слабо просматривается сотрудничество с казачеством и традиционными религиозными конфессиями.

Сказанное усугубляется тем, что продолжает иметь место слабое оснащение и чрезмерная коммерциализация материально-технической базы образовательных и культурных учреждений, патриотических клубов и объединений; недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях; несовершенство координации деятельности министерств и ведомств, творческих, образовательных и религиозных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием граждан.

Перечисленные проблемы негативно влияют на полноту и качество реализации государственной программы, на работу непосредственных исполнителей. В качестве первоочередных мер для дальнейшего совершенствования работы можно выделить следующее.

1. По-прежнему остается не менее актуальным осуществление мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма на всех уровнях. Речь идет, прежде всего, о разработке программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещаний; формированию позитивного образа гражданина нашего Отечества и государства в целом, ретроспективного показа отечественных фильмов и радиопередач патриотической тематики в популярное эфирное время, предоставления места в наиболее тиражируемых молодежных газетах и журналах для публикаций на патриотические темы.

В этой связи хотелось особо подчеркнуть необходимость активизации работы с региональными средствами массовой информации.

2. Следует искать новые подходы в работе, направленной на ориентацию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в сторону тематики патриотической направленности, способствовать расширению производства кино- и видеофильмов, постановки спектаклей, способствующих воспитанию у граждан России чувства любви к своему Отечеству, к малой Родине, готовности к достойной ее защите.

3. По-прежнему остается актуальной проблема подготовки специалистов для патриотического воспитания. Нам представляется, что настало время, когда в каждой республике, крае, области необходимо создать систему их подготовки и переподготовки.

4. Следовало бы повсеместно дать новый импульс созданию и активизации работы действующих республиканских, краевых, областных центров и советов, координирующих работу по патриотическому воспитанию на местах, способных накапливать, анализировать, обобщать и распространять опыт этой работы не только на региональном уровне, но и делиться им с другими регионами.

5. Особого внимания требует общеобразовательная школа. Следует освещать темы отчего дома, малой Родины в сочетании с передовым опытом краеведческой и мемориальной работы в целях воспитания, формирования настоящих патриотов своего Отечества.

6. Необходимо оказывать постоянную и всестороннюю поддержку молодежным организациям и объединениям в части патриотического воспитания, в организации поисковых отрядов, увековечении памяти защитников Отечества, развивать и совершенствовать работу молодежных организаций по установлению шефства над воинскими частями, соединениями, кораблями, пограничными заставами.