Владимир Жарихин: "Аскар Акаев - типичный восточный правитель, но пожалуй самый из них образованный и демократичный. Страной управляет его семейный клан, но в странах Центральной Азии не работает европейская модель демократии"
Архив NEWSru.ru
Владимир Жарихин: "Аскар Акаев - типичный восточный правитель, но пожалуй самый из них образованный и демократичный. Страной управляет его семейный клан, но в странах Центральной Азии не работает европейская модель демократии" Акаев явно затянул политическую паузу, связанную с будущим его власти
 
 
 
Владимир Жарихин: "Аскар Акаев - типичный восточный правитель, но пожалуй самый из них образованный и демократичный. Страной управляет его семейный клан, но в странах Центральной Азии не работает европейская модель демократии"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Акаев явно затянул политическую паузу, связанную с будущим его власти
AP Photo

Повод: Оппозиция захватила Дом правительства в Бишкеке. Министры блокированы в кабинетах


На вопрос NEWSRU.com, являлся ли Аскар Акаев восточным деспотом, или пытался приспособить к обычаям своей страны нормы европейской демократии, отвечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин:

- Да, Аскар Акаев - типичный восточный правитель, но пожалуй самый из них образованный и демократичный. Да, страной управляет его семейный клан, но в странах Центральной Азии не работает европейская модель демократии. А Акаев хотя бы пытался модифицировать ее к обычаям своей страны, внедрив зачатки демократической власти.

Но он сделал это, не имея ни собственной партии, которая поддерживала бы его программу, ни системной оппозиции. Во многом даже вопреки его собственному желанию, страна функционировала без нормальной политической системы, что и привело к формированию клановой структуры во главе государства.

Против этой клановой структуры и выступает оппозиция. Но она-то к сожалению, тоже фактически собирается сохранить ту же модель, хотя и с новыми лицами. Говорить, что Акаев меньший демократ, чем они, нет никаких оснований: нынешние оппозиционеры тоже были во власти, были сподвижниками президента, и существовали в той системе, которую он создал.

нынешний конфликт возник из двойственного отношения Акаева к осенним президентским выборам. Он заявил, что не собирается вновь баллотироваться. Но в точно такой же ситуации в России в 2000 году после парламентских и накануне президентских выборов Ельцин уже указал преемника. А в Киргизии, Акаев сохранял неопределенность до последнего часа.

Акаев явно затянул политическую паузу, связанную с будущим его власти. Уйдет ли он, назвав преемника, попытается ли изменить политическую систему и остаться сам, - ответа на вопрос, какова будет дальнейшая судьба страны, ждали еще до парламентских выборов. А потом оппозиции стали известны планы администрации президента подготовить переход страны на парламентскую форму правления с сохранением власти Акаева как премьер-министра.

Ни России, ни США и НАТО в целом (у которых в Киргизии тыловая база обеспечения афганской кампании), ни Узбекистану, ни Китаю не выгодна сейчас дестабилизация в Киргизии. Соседи страны воспримут эти события как сигнал к закручиванию гаек у себя. Кстати, во всех соседних странах организация "Хизб ут-Тахрир" запрещена, и только Акаев позволил исламистам существовать легально. И если юг страны отделится, есть угроза, что он станет базой исламских сепаратистов и головной болью для Узбекистана.