"Про американские протесты и погромы в российских медиа и соцсетях написано много правильного и неправильного. Сам я внятно собрать все в один текст не могу, но хотел бы добавить несколько мыслей. Например, их можно учитывать, читая другие тексты", - пишет профессор Чикагского университета на своей странице в Facebook.
"Про расизм и борьбу с расизмом
Создается впечатление, что комментаторы с трудом справляются с двумя непротиворечащими друг другу фактами. Во-первых, в Америке сделано очень много и делается очень много для борьбы с расизмом - и на институциональном, и на индивидуальном уровне. Во-вторых, в Америке немало расизма. В этом многим видится противоречие - поэтому вокруг такая поляризация мнений, но противоречия нет. Это примерно как сказать "Дети растут гораздо быстрее взрослых. Взрослые в среднем значительно выше детей." Одно утверждение - про уровень, другое - про скорость изменения уровня.
Понятно, что за 160 лет с отмены рабства пройдет огромный путь - и так же понятно, что впереди огромный путь. Чернокожим в Америке труднее на всех уровнях - хотя, скажем, разница в зарплате (при тех же навыках и опыте) из-за цвета кожи теперь меньше, чем разница в зарплате из-за пола. В последние годы выравнялось "трудовое участие" - такой же процент цветных американцев работает, как белых (точнее, чуть меньше). С другой стороны, коронакризис ударил по ним сильнее - в частности, больший процент потерял работу или доходы.
И еще раз про "Дети растут быстрее взрослых. Взрослые выше детей" - на тему, в которой я хорошо разбираюсь. Тем, кто смотрит со стороны, кажется невозможным, что одновременно (а) чернокожей профессорке труднее найти работу в университете и (б) университеты прилагают особые усилия, чтобы нанимать больше афроамериканцев и женщин. (Это незаконно - учитывать цвет кожи или пол при решении о найме на работу в большой университет, но законно прикладывать дополнительные усилия, чтобы большее число кандидатов из непредставленных меньшинств подавало на конкурс.)
В русскоязычной среде распространён анекдот о том, как легко устроиться на работу "чернокожей лесбиянке" - так вот, поверьте моему опыту, это миф. Конечно, представителю меньшинства - по цвету кожи, по гендеру, по чему угодно - труднее устроиться на работу в университете. Именно поэтому университеты прилагают экстра усилия, чтобы их нанимать.
Поэтому протесты 2020 года вполне понятны - граждане возмущены тем, сколько чернокожих американцев гибнет от рук полиции. Действительно, много - сотни человек в год. При этом белых гибнет больше - но белых в пять раз больше. Обе стороны в дебатах на тему "кто в этом виноват" могут привести статистику в свою пользу (да, безоружный афроамериканец с большей вероятностью погибнет от руки полицейского, чем белый, и да, вероятность того, что полицейский погибнет, пытаясь произвести арест, почти в двадцать раз больше). Но это не меняет сути - то, что есть какие-то другие несправедливости, не отменяет того, что есть расизм и что против этого нужно протестовать.
Про протесты и погромы
Конечно, погромы магазинов, поджог машин, забрасывание полицейских камнями и т.п. - это недопустимо. Полицейские и национальная гвардия (полупрофессиональное ополчение, которое есть у каждого штата) в некоторых городах с трудом сдерживали погромщиков. Арестовано несколько тысяч человек. Но надо понимать - американцы вообще хорошо, позитивно относятся к идее протеста. Для них протестовать - это очень естественная форма выражения мнения. Этому учат в детских садах и в школе: в истории США протесты - как в русской истории войны. Серьезно - как в нашем учебнике истории написано про победы русского оружия, так в американском будет про протесты. Причем это касается всех оттенков политического спектра - есть исторические протесты, которыми гордятся все американцы ("Бостонское чаепитие", Роза Паркс и движение против сегрегации), есть - которыми только часть ("Черные пантеры", Tea Party).
Русскому человеку это трудно понять - также как трудно понять отношение американцев к слову "революция". У американцев "революция" - это однозначно положительное явление. Отчасти поэтому они легко применяют это слово расширительно - и к технологическим революциям, и к изменениям в сфере науки, искусства, чего угодно. Чему же удивляться - Американская революция, в результате которой штаты стали независимыми и создали новую страну, была необычайно, по историческим меркам, успешной. Какая еще революция в истории дала в итоге страну, конституцию, политическое пространство, которое просуществовало 200 с лишним лет? Результаты всех остальных революций были, так или иначе отменены - разве что кроме "Славной революции". Так на то она и славная!
Нам русским, к слову, особенно трудно, потому что в советской истории история революций подверстывалась к важности и центральности Русской революции. Которая, как мы теперь знаем, не была особенно важной исторически. Из-за этого Французская революция получала огромное историческое значение, а Американская становилась "войной за независимость". Хотя, конечно, это Американская революция поменяла мировую историю, а Французская была, скорее, её отголоском. (Вовсе неслучайно на раннем этапе Французской революции большую роль играли люди и идеи из Американской.) Но это большая тема - здесь я лишь хочу подчеркнуть, что для нас слово "революция" - это потрясения и ужасы, даже если в этом есть прогресс, а для американцев - это слово для обозначения просто прогресса, движения к лучшему.
Поэтому значительное большинство американцев поддерживает протесты - при том, что чернокожих в Америке 13%, а белых - более 60%, протесты - это естественная, прогрессивная форма реакции на несправедливость. (Протесты 2020 года вызваны убийством арестованного афроамериканца полицейским в Миннеаполисе.) Погромы, конечно, никто не одобряет и не поддерживает. В случае мирных протестов полицейские часто поддерживают протестующих (на фото полицейский утешает пятилетнюю девочку, которая спросила его во время протеста "Вы будете стрелять в нас?").