"Удивительный день. Режим нерабочих дней заканчивается, экономика открывается, жизнь возвращается в привычное русло! Немного неловко, что это происходит на самом пике эпидемии, но ничего не попишешь: Путин сказал переобуваться - значит придется переобуваться. Теперь, правда, Сергею Собянину придётся играть злого полицейского и как-то объяснять, почему в Москве "режим самоизоляции" продлевается. Обеспечить дисциплину будет сложно: люди слышали, как президент объявил окончание нерабочей недели. Враг был разбит, победа за нами, "слышь работать". Почему так получилось? Почему выходим из карантина на пике эпидемии? Думаю, причины две - экономика и рейтинг президента", - пишет политик и общественный деятель на своей странице в Facebook.
"И без того слабая экономика РФ просто не выдержит продления "режима нерабочих дней", да еще и в ситуации низких цен на нефть. Бизнес умирает, налоги не платятся, кредиты не платятся, перспектив в экономике не видно. Провалиться в тяжелейший кризис и социальный бунт накануне голосования за Конституцию - нельзя.
Вторая причина - рейтинг. По итогам апрельского социологического опроса центр "Левада-Центр" зафиксировал падение рейтинга Путина до исторического минимума аж с 2000 года (!). ВЦИОМ вообще принял уникальное решение - временно приостановить публикацию президентских рейтингов.
И это на фоне роста рейтингов многих политиков в период борьбы с пандемией. Например, рейтинг Эндрю Куомо, губернатора Нью-Йорка - самого страшного в мире эпицентра распространения COVD-19 - перешагнул беспрецедентную отметку в 80%.
Невероятно, но факт: русские не хотят сидеть в самоизоляции без средств к существованию. Денег им не выдали, зато выдали QR-код, ярлык "шашлычников" и требование носить маски-перчатки. На фоне таких решений рейтинг президента не мог не обвалиться.
В этом же, очевидно, и причина провала карантинных мер (или "режима самоизоляции" на новоязе). Полноценного карантина, по сути-то, и не было. В первый же день введения пропускного режима за цифровыми пропусками обратились 3,5 миллиона москвичей. Это население Берлина. Миллионы людей продолжали выходить из дома, пользоваться общественным транспортом. Многие работали - легально, полулегально и нелегально. Появился феномен "квартирного офиса" - работодатели снимали посуточно квартиры и превращали их в рабочие пространства. Проводили совещания у себя дома. Подпольно "для своих" работали кафе, парикмахерские, клубы. Люди крутились как могли, чтобы хоть что-то заработать.
То, что страна продолжала жить и работать, наглядно показывал "рейтинг самоизоляции" "Яндекса". В первую неделю ещё кое-как сидели дома. Со второй-третьей недели терпение у людей начало кончаться. Жить на что-то нужно, а государство отказалось брать на себя бремя по содержанию людей. Поэтому сейчас, на 43-й день "режима самоизоляции" мы имеем рекордные показатели суточной заболеваемости.
Россия за это время даже по самым оптимистичным оценкам вышла в лучшем случае на плато. Но, скорее всего, даже плато еще нет. В любом случае, оценить сейчас динамику очень сложно - учитывая, что число проводимых тестов все время меняется. Понятно только то, что спада заболеваемости до сих пор не видно.
Теперь нужно срочно спасать экономику и президентский рейтинг. Делать это приходится в самой горячей фазе эпидемии, когда выявляют по 11 тысяч заболевших за сутки. Какое уж тут может быть "смягчение удара по системе здравоохранения" при таких растущих показателях. А если болезнь "не так уж и страшна" - тогда к чему были все жертвы?