Reuters
 
 
 

"Выборы в нашем округе проиграны, причем по моей вине. Как вы помните, я два раза ходил на выборы волонтером. Писал об этом подробные отчеты в блогах и оба раза называл выборы честными", - рассказывает писатель в своем блоге.

"Почему я так говорил? Потому что мы с друзьями дежурили сутки и контролировали весь процесс от установки урн до финального пересчета. У нас были ручные счетчики и великолепная организация команд. Весь день мы посменно считали, сколько человек бросило свой бюллетень, потом сверяли эти цифры с числом бюллетеней, официально вынутых из урн. Попутно мы следили, чтоб не было нарушений, каруселей, подозрительных автобусов по округе и вбросов пачек.

Вечером мы сидели у стола, где шел пересчет, поделив меж собой важных кандидатов, - щелкали счетчиками на выбранное имя, следили, чтобы с листов называли именно те имена, которые отмечены галочками, и потом сверяли свои результаты с тем, что насчитали члены счетной комиссии. У нас все происходящее писали диктофоны и видеорегистраторы. По окончании подсчета мы следили, чтобы в протокол были внесены именно эти цифры. Училки мялись, бегали в кабинет, долго ждали каких-то "ответов", но вносили те цифры, что были подсчитаны в нашем присутствии.

Потом мы ехали в ТИК и следили, чтобы в итоговые таблицы заносились именно те цифры, что были на участках. Так мы получали совершенно независимые данные с одного своего участка: например, Собянин набрал 52%, Навальный 28%. Мы были абсолютно уверены за свой участок, а потом видели, что эти цифры сходятся с остальными участками района. И при мне (оба раза я волонтерил в Северном Чертаново) нарушений не было. Так мы работали раньше, это очень тяжелая работа.

На нынешних выборах я просто расслабился. Какой смысл напрягаться, если нарушений давно нет и везде камеры? Утром прошелся по участкам: все чисто, мило, прозрачно, камеры работают. Вечером пошел в ТИК, чтобы контролировать ход сбора результатов с участковых комиссий. На участках я после закрытия не был, на пересчетах не присутствовал, видео подсчетов не снимал, счетчик оставил дома. Если нарушений по нашему району не было на президентских и мэрских выборах, ну кому придет в голову мудрить в этот раз с такой мелочевкой, как мы, мелкие муниципалы? И это была моя ошибка - в этот раз мы поиграли с шулерами. Мелкими, но наглыми.

Ей богу, я очень спокойный кандидат, у меня не было иллюзий, что я пройду. И если бы я просто увидел результаты, то сказал бы: окей, ребята, в принципе я так и думал, но мы славно провели время и получили прекрасный опыт, так что скажем спасибо всем, кто голосовал за нас, и поздравим действующих депутатов-единоросов, за которых проголосовал народ снова.

Но, к сожалению, результаты нечисты. Что происходило в реальности? Вбросов не было, каруселей не было. Цифры тупо рисовали. Причем уже после подсчета. Чтобы результаты были те, которые ТРЕБОВАЛИСЬ и были шепотом озвучены заранее. Наблюдателей было мало, они были подготовлены плохо, у них не было точных инструкций, правильного понимания своих прав, не было оборудования (счетчики, видеорегистраторы) не было оргподдержки (координационные штабы, мобильные группы, выездные юристы).

Смысла в таком наблюдении не было: схема выстроена так, что результаты можно легко подменить вне зависимости о того, сидел кто-то голодный весь день на участке или не сидел. Это ошибка и моя, и гудковских технологов, и вообще большой факап. Мы готовились к честным выборам..."

Читать далее