Федеральный закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" должен быть радикально пересмотрен с учетом вступления в силу Таможенного кодекса России, Белоруссии и Казахстана
Архив NEWSru.ru
Федеральный закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" должен быть радикально пересмотрен с учетом вступления в силу Таможенного кодекса России, Белоруссии и Казахстана
 
 
 
Федеральный закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" должен быть радикально пересмотрен с учетом вступления в силу Таможенного кодекса России, Белоруссии и Казахстана
Архив NEWSru.ru

Федеральный закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" должен быть радикально пересмотрен с учетом вступления в силу Таможенного кодекса России, Белоруссии и Казахстана, а также поставленной президентом задачи устранения излишних таможенных барьеров, считает глава Росохранкультуры Александр Кибовский.

В интервью газете "Коммерсант" глава ведомства отметил, что ранее действовавшие законодательные нормы по ввозу и вывозу культурных ценностей были излишне жесткими. Сегодня, по его мнению, они не имеют государственной целесообразности и наносят заметный ущерб имиджу страны.

В 2009 году были внесены поправки в закон, предоставляющие физическим и юридическим лицам право на вывоз ранее ввезенных в Россию культурных ценностей, созданных более 100 лет назад. Кибовский предлагает пойти дальше и сохранить только таможенное декларирование культурных ценностей, а также запрет вывоза предметов, представляющих археологическую ценность.

- Жертва жестких таможенных правил - картина Брюллова, которую ФСБ не дает отреставрировать

В остальном, по мнению главы Росохранкультуры, могут быть установлены правила, максимально удобные для граждан, что станет важным шагом на пути интеграции России в международное культурное и деловое пространство.

Кибовский напомнил, что, согласно Таможенному кодексу образца 1993 года, коллекционеры, заплатив за рубежом реальную рыночную цену антиквариата, должны были еще треть доплатить на границе. В результате никто ничего и не ввозил.

Ситуация изменилась 1 января 2004 года с момента вступления в силу новых правил, освободивших физических лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов на ввозимые культурные ценности при условии их декларирования и специальной регистрации. Тут же пошел процесс ввоза.

В 2009 году Росохранкультура уже приняла более 9 тыс. обращений о регистрации более 32,5 тыс. ввозимых культурных ценностей.

Ранее "Российская газета" отмечала, что реформированием закона о перемещении культурных ценностей должна заниматься именно Росохранкультура. Отмечено это было на фоне публикаций о намерении упразднить ведомство и передать его функции в ведение Министерства культуры РФ.

Администрация президента РФ заявила, что глава государства не принимал такого решения. Однако, по данным СМИ, премьер-министр России Владимир Путин поручил министру культуры Александру Авдееву подготовить проект указа о передаче функций Росохранкультуры непосредственно Минкульту.

Таким образом, единственный орган исполнительной власти, выступающий против строительства 400-метрового небоскреба "Охта-центр" в Санкт-Петербурге, может быть упразднен.

В Минкульте также не подтвердили эту информацию, но, по данным СМИ, в Минкультуры, Росохранкультуру, а также Минрегионразвития, Минэкономразвития и Минфин поступило письмо главы Александра Авдеева, в котором предлагается передать его министерству "функции органа исполнительной власти по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав", а также "по контролю, надзору и нормативно-правовому регулированию" в этой сфере. Все эти функции с мая 2008 года исполняет подведомственная Минкультуры Росохранкультура.

Как напоминает "РГ", впервые за последние несколько лет Росохранкультура создала систему, которая позволяет наконец реально сохранять и защищать памятники культуры. За 2009 год разработаны и приняты 15 нормативных актов, которые позволяют работать закону об объектах культурного наследия.

26 июля правительством внесен в Думу новый проект закона о лицензировании реставрационной деятельности. Вместо административного управления должен был быть запущен механизм экономической саморегуляции.

20 октября Дума должна рассмотреть во втором чтении новый закон о памятниках культуры, в подготовке которого участвовала Росохранкультура. "Вместо прекраснодушного идеалистического документа, каким был закон в редакции 2002 года, есть шанс получить нормальный рабочий документ. Жесткий, конкретный, внятный, понятный", - отмечает газета.

Жертва жестких таможенных правил - картина Брюллова, которую ФСБ не дает отреставрировать

Одной из жертв жестких таможенных правил, действующих в России, стала картина Карла Брюллова "Христос во гробе". Работа, написанная в технике "транспарент" (ее надо смотреть на просвет), арестована ФСБ и оказалась лишена права на необходимую реставрацию.

В 2003 году гражданин Германии Александр Певзнер ввез картину в Россию на экспертизу и реставрацию в Русском музее, поскольку в Германии это обошлось бы ему сильно дороже. Картина была задекларирована для временного ввоза, но ФСБ арестовала ее, заподозрив коллекционера в намерении продать картину музею.

С момента ареста картины в законодательство были внесены поправки, лишающие правоохранительные органы шанса на конфискацию произведения.

По словам Певзнера, следователи предлагали ему закрыть дело, если он согласится продать или отдать картину Русскому музею.

В августе Дзержинский суд Санкт-Петербурга признал незаконным отказ прекратить уголовное дело в отношении Певзнера, но ФСБ отказалась вернуть картину владельцу и прекратить дело.