Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год
milano.it
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год
 
 
 
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год
milano.it

Микеланджело Меризи да Караваджо, один из самых влиятельных мастеров эпохи стиля барокко, скончался не от болезни, как принято думать, а от удара кинжалом, утверждает неаполитанский историк Винченцо Пачелли.

Альтернативная версия событий содержится в выходящей в ближайшие дни книге "Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо между искусством и наукой" (Michelangelo Merisi detto Caravaggio tra arte e scienza), подготовленной совместными усилиями историков, реставраторов, медиков и специалистов по радиографическим исследованиям, сообщает РИА "Новости".

Полутора годами ранее итальянским ученым удалось установить точное место захоронения художника в тосканском городке Порто-Эрколе. Попал он туда по дороге в Рим, где надеялся в обмен на картину добиться у кардинала Сципиона Боргезе отмены смертного приговора, вынесенного в 1606 году римскими властями за убийство приятеля, кредитора и соперника Караваджо по имени Рануччо Томассони.

Бегство из Рима завело мастера вначале в Неаполь, затем на Мальту, откуда тоже пришлось бежать из-за ссоры с одним из влиятельных рыцарей, потом на Сицилию и в конце концов обратно в Неаполь. В 1610 году, решив вымолить себе прощение на родине, 38-летний художник выехал из Неаполя в Рим, но в городке Пало, близ порта Чивитавеккья, был арестован. Судно с картиной, призванной гарантировать помилование, отправилось дальше без него. Согласно канонической версии биографии, владевшие городом маркизы Орсини в конце концов отпустили художника и даже снабдили его судном, чтобы он мог догнать свой багаж, но в результате всех перипетий Караваджо заболел и скончался в пути.

Пачелли, однако, утверждает, что художник умер еще в Пало, причем в результате покушения, организованного мальтийскими рыцарями по указанию Римской курии, которой, по мнению ученого, "было удобно устранить человека, ставившего под сомнения догматические принципы церкви и обращавшегося со святынями безо всякого почтения". Известно, в частности, что от хранящейся сейчас в галерее Боргезе "Мадонны Палафреньери" церковь отказалась из-за слишком откровенного наряда Марии.

Годом ранее в Неаполе на жизнь художника уже покушались, но тогда ему удалось выжить, хоть и с изуродованным до неузнаваемости лицом. Теперь он уже не смог спастись, а его тело, согласно новой версии, было выкинуто в море - именно поэтому в архивах не сохранилось никаких упоминаний о захоронении художника, зато, как выяснил Пачелли, в переписке между кардиналом Сципионом Боргезе и папским нунцием Деодато Джентиле в качестве места смерти Караваджо называются окрестности Неаполя.