Актер Михаил Боярский высказался за возвращение в Россию официальной цензуры и художественных советов. По его мнению, любое произведение искусства сначала должно быть было просмотрено профессионалами, которые проведут оценку, достойно оно зрителя или нет.
В интервью "Дождю" Боярский рассказал, в частности, о критериях, по которым нужно отбирать членов этих худсоветов. "По критериям "ум, честь и совесть". К примеру, допустим, я сказал бы, вот Гафт, Фрейндлих, не знаю, Волчек", - заявил актер.
Боярский полагает, что упомянутые им деятели культуры согласились бы войти в худсовет, "потому что прорвало плотину, вычистительные ограждения не работают. Вылезло такое количество дерьма, что нужно с ним как-то справляться".
"Плохая музыка, мат, дешевые пьесы, отсутствие драматургии толковой, переделывание классиков по непозволительным лекалам и многое другое. Вам понятно, о чем я говорю, потому что трудно представить себе моих внучек, которые придут смотреть спектакли Гоголя, Шекспира, Островского и так далее, и увидят то, что есть на сцене сейчас. Это ужасно, чтобы Карлсон летал голый за Фрекен Бок (такого фильма еще нет, но Боярский считает, что по нынешней тенденции он вполне может появиться. - Прим. NEWSru.ru). Не надо этого делать", - заявил артист.
Что касается советского прошлого, Боярский отметил, что ему не мешали худсоветы, хотя он и вынужден был согласовывать с ними свои тексты, играя в рок-группе. "Я так резко изменил свою позицию жизненную. Я консерватор, очень злой консерватор. Я ненавижу все новое, оно разрушительно, разрушительно", - подчеркнул актер.
В комитете Госдумы по культуре похвалили идею Боярского
Зампред комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко заявил радиостанции "Говорит Москва", что поддерживает артиста. "Он (Боярский. - Прим. NEWSru.ru) выдвинул идею - очень хорошо. Молодец, Миша. Он должен тоже быть (в худсовете. - Прим. NEWSru.ru)", - сказал Бортко.
Правда, по его словам, нужно сначала обсудить инициативу. "Нужно подумать об этом. В смысле это достойные люди, но, во-первых, захотят ли они? Во-вторых, нужно сообразовываться с их возрастом", - пояснил зампред комитета. "Принимать решительные меры нужно только после того, как тщательно обсудить все и подумать, как это сделать", - подчеркнул Бортко.
Отметим, в апреле 2015 года министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что в российском театре "свобода творчества не ставится под сомнение". Он пообещал не возвращать худсоветы в театры и не вводить процедуру предварительного просмотра спектаклей перед их показом зрителям. Между тем в январе 2016 года в Александринском театре рассказали о цензуре, которую проходят новые постановки: художественный руководитель театра Валерий Фокин сообщил, что спектакли по пьесам современных авторов согласовывают с Министерством культуры.
В конце 2014 года сняли с репертуара оперу "Тангейзер", которая была поставлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Действие в опере перенесено в наши дни. В версии режиссера Тимофея Кулябина, средневековый рыцарь и певец Тангейзер был представлен кинорежиссером, а Иисус Христос стал героем эротического фильма, который тот снимает. Снятие опера с репертуара многие театроведы и общественность восприняли как проявление цензуры.
Напомним, сын Михаила Боярского - Сергей Боярский - является депутатом Госдумы. В апреле он вместе с депутатом Андреем Альшевских разработал законопроект о борьбе с дезинформацией в социальных сетях. Документ обязывает владельцев соцсетей удалять недостоверную, нецензурную и иную "противоправную информацию" по обращению пользователей в течение 24 часов.
Кроме того, Боярский-младший предлагал ввести ответственность для физических лиц как иностранных агентов. Также Сергей Боярский был одним из авторов законопроекта по введению уголовного наказания за отказ удалять из соцсетей и с сайтов "недостоверную информацию".
Последнее высказывание Сергея Боярского было связано с фильмом "Праздник" о блокадном Ленинграде, еще не завершенном режиссером Андреем Красовским. Идею снять черную комедию про блокадный Ленинград депутат назвал "перегибом творческого самовыражения" и "неуместным экспериментом".