Объектом художественного творчества на этот раз стал "простой предмет" - унитаз
Архив NTVRU.com
Объектом художественного творчества на этот раз стал "простой предмет" - унитаз
 
 
 
Объектом художественного творчества на этот раз стал "простой предмет" - унитаз
Архив NTVRU.com

Одну из самых своих эпатажных выставок открыл центр современного искусства "Арс-Форум". Объектом художественного творчества на этот раз стал "простой предмет" - унитаз, передает "Вся Россия".

Выставка "Простые вещи - территория искусства " посвящена выдающемуся французскому художнику-дизайнеру Марселю Дюшану. Именно он еще в1917 году устроил в Нью-Йорке выставку, на которой представил инсталляцию, композиционным и смысловым центром которой был писсуар.

И вот более чем через 80 лет ярославские студенты решили возродить бесценную идею. Несмотря на внешнюю сомнительность экспозиции, выставка полна глубокого смысла. Это спор о том, что в действительности может быть объектом искусства. В частности, достойны ли этого такие простые предметы, как, например, унитаз.

В свое время выставка Дюшана имела бешеный успех. Как отмечали эксперты, он довел концепцию "чистого искусства" до логического завершения, выставив в качестве художественного экспоната стандартный писсуар фабричной выделки. Жители Ярославля же восприняли выставку неоднозначно √ у такого способа самовыражения есть как противники, так и и сторонники.

Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 г. в городке Бленвилль недалеко от Руана. Стал рисовать в 15 лет. Первые его картины были написаны в духе популярного тогда импрессионизма. В основном, это были пейзажи √ "Бленвилльский пейзаж", "Бленвилльская церковь", "Дом в лесу", "На утесе".

В 1905 году Дюшан впервые приезжает в Париж, в 1906 √ поселяется в столице Франции. В 1908 году молодой художник попадает под обаяние живописи "диких", хотя официально период фовизма (1905 - 07) к тому моменту уже закончился.

Подражая Матиссу, Дюшан создает целую серию пейзажей, портретов и натюрмортов, используя технику наложения жирных, насыщенных мазков. Тогда же Дюшан начинает серию работ, посвященных обнаженному женскому телу. Впервые этот мотив появляется у художника в 1910 г. в картинах "Обнаженная, сидящая в банном тазу", "Две обнаженные" и в знаменитой "Красной обнаженной".

С 1909 г начинается недолгий период участия Марселя Дюшана в выставках. Художник постепенно входит в круг кубистов, образцом для подражания для него становится картина Пикассо "Авиньонские девушки" (1907).

Однако Дюшан по природе всегда был категоричен: он доводит до крайности манеру кубистов составлять изображение из всевозможных кубиков, у него они превращаются в призмы, вытянутые цилиндры, наложенные друг на друга. Фактически, изображение на картинах Дюшана 1911 - 1912 гг. отсутствовало √ оставался лишь определенный цветовой фон и резкие контуры.

В 1913 году художник сосредоточился на мысли о необходимости порвать с живописной фантазией, вернуться к реализму, выбирая предметы из быта и провозглашая его "настоящим искусством".

В том же 1913 г. художник изобрел прообраз жанра инсталляции √ "ready made". В это время Дюшан выставляет в мастерской утюг, велосипедное колесо, сушилку для бутылок. В 1916 г. Тристан Тцара объявил Марселя Дюшана одним из художников - дадаистов. В том же году Дюшан уезжает в Нью - Йорк.

В 1917 году Дюшан принял решение участвовать в выставке нью - йоркского Общества Независимых художников (Society of Independent Artists). Как раз на ней Дюшан собирался показать зрителям писсуар. Однако устроители выставки не решились на такой смелый шаг.

В 1918 году Дюшан вернулся в Париж. Там он взялся за работу над картиной "L. H. O. O. Q." - пририсовал усы и бороду к портрету Джоконды да Винчи и объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее.

Умер художник 10 октября 1968 г. в парижском пригороде Нейи.