Американский журнал нашел кинопроекцию тандема Путин-Медведев: это Михалков-Бекмамбетов
Russian Look
Американский журнал нашел кинопроекцию тандема Путин-Медведев: это Михалков-Бекмамбетов
 
 
 
Американский журнал нашел кинопроекцию тандема Путин-Медведев: это Михалков-Бекмамбетов
Russian Look

Недавняя размолвка Владимира Путина и Дмитрия Медведева из-за Ливии обнажила глубокий раскол в самых высоких сферах политического руководства России и в правящей элите, но борьба за власть в России зачастую разыгрывается и в других сферах, таких как литература, кино и телевидение.

Распознавание сигналов и политических пристрастий их создателей и заказчиков в российских кинофильмах и телепрограммах - это достойная и увлекательная замена кремлеведения советской эпохи, пишет американское издание The National Interest, отмечая, что кинорежиссеры от Лени Рифеншталь до Сергея Эйзенштейна сыграли огромную роль в изображении и даже в предсказании того, как будут развиваться режимы, которым они служили.

Журналист издания Ариэль Коэн отмечает, что Великая Отечественная война, будучи поистине героическим событием, "дала многочисленные примеры самоотверженности и бескорыстия - причем в стране, опустошенной зверствами коммунистов, коллективизацией и сталинскими чистками". Она объединила население и заставила власть, пусть частично и временно, но реабилитировать Православную церковь как средство для сплочения российского народа в борьбе с врагом, напоминает журналист.

Однако сейчас эта война нередко используется в в российском кино и телевидении для подачи посыла о враждебном окружении России, для представления идеи о вере, самопожертвовании и вдохновенном руководстве, цитирует Inosmi американскую статью под названием "Путин и Медведев идут в кино".

Издание считает, что подтекст таких фильмов - "никто другой, кроме Путина, не сможет повести за собой Россию в эти трудные времена мирового хаоса", Что же касается доведения этой мысли до массового зрителя, то никто не проводит ее "более громко и четко, чем крупнейшая фигура российского кинематографа Никита Михалков", "отбрасывающий гигантскую тень в российском кино".

Как подсчитано в статье, для съемок многосерийного фильма "Утомленные солнцем - 2" и телесериала на базе этого фильма студия Михалкова в совокупности собрала почти 40 млн долларов: банк "ВТБ" предоставил 14,5 млн, "Внешэкономбанк" дал 5,5 млн; "Газпромбанк" выделил 6,15 млн, Минкультуры и государственный фонд кино - еще 3,35 млн, а Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) расстанется примерно с 10 млн долларов, чтобы получить права на телесериал.

"Дружба Михалкова с Владимиром Путиным - и его преклонение перед российским лидером - выставлены на всеобщее обозрение. Он снял фильм в честь дня рождения Путина, который был показан на национальном телевидении в 2007 году, а также подписал петицию с призывом к Путину остаться на третий президентский срок - в нарушение положений российской Конституции", - пишет The National Interest, утверждая, что "Михалков - это живое олицетворение государственной политики России XIX века под лозунгом "Православие, самодержавие, народность".

В своих фильмах, в выступлениях на YouTube и в интервью Михалков призывает наполнить Россию духом православного христианства, патриотизма и единства правителей и их подданных. А "к нерусским, составляющим более 20% населения страны, он намерен относиться толерантно, хотя порой относит их к категории граждан второго сорта... Михалков вызывает противоречивые чувства. Порой он ведет себя бесцеремонно и властно. Его, как и его отца-коммуниста, злобно ненавидит либеральное крыло российской интеллигенции, потому что он обласкан властью".

The National Interest противопоставляет пропутинскому Михалкову, чье ностальгическое кино находит отклик у старшего поколения, кинорежиссера Тимура Бекмамбетова, "выступающего за Медведева". Бекмамбетов "стал зачинателем кинорекламы в российских кинотеатрах, доведя ее до высокохудожественной формы, его "Дозоры" были настолько успешны, что его пригласили снимать голливудские блокбастеры, а его дебютный "Особо опасен" собрал 341 млн долларов и получил две номинации на "Оскар". А его комедийный фильм "Елки" издание называет "самой длинной предвыборной рекламой" (в нем девочка-сирота непостижимым образом выходит на президента РФ Дмитрия Медведева, чтобы уговорить его сказать в своем новогоднем телеобращении фразу "На Деда Мороза надейся, а сам не плошай", и тот действительно ее произносит).

Американский журнал, ссылаясь на неназванные публикации в российских СМИ, пишет, что влиятельный заместитель главы медведевской администрации Владислав Сурков, отвечающий за политику и идеологию, а также известный деятель культуры и владелец галереи Марат Гельман "начали хорошо скоординированную кампанию по очернению Михалкова". Но в итоге Сурков лично позвонил Михалкову и опроверг свою причастность к этому делу.

Напоминая слова Владимира Ленина, сказавшего, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино", The National Interest пишет, что сегодняшние российские руководители понимают: "на них работают два исключительно талантливых режиссера - и тот кандидат, который победит в 2012 году, будет отчасти обязан этим успехом своему человеку в кино".

Напомним, что сам Михалков, комментируя свое отношение к тандему, ранее заявил, что он "артист, а не политик", отметив, что "не все сейчас идет хорошо, но все равно сейчас лучше, чем прежде, лучше, чем во времена СССР, и лучше, чем в период после крушения Советского Союза", цитировала его слова итальянская Corriere della Sera.

Отметим, что вскоре россияне увидят третий фильм эпопеи Михалкова "Утомленные солнцем" - "Цитадель". И, возможно, как писала Frankfurter Allgemeine Zeitung, дебаты, развернувшиеся в блогах вокруг его политических предпочтений, а также заступничество святого Никиты, которого Михалков считает своим небесным покровителем, будут способствовать тому, что публика благосклонно отнесется к этому фильму, выходящему на экраны кинотеатров в начале мая.