В московском издательстве "Прогресс-Плеяда" вышла книга Виталия Шенталинского "Преступление без наказания", повествующая о репрессиях в отношении интеллигенции в СССР
newtimes.ru
В московском издательстве "Прогресс-Плеяда" вышла книга Виталия Шенталинского "Преступление без наказания", повествующая о репрессиях в отношении интеллигенции в СССР
 
 
 
В московском издательстве "Прогресс-Плеяда" вышла книга Виталия Шенталинского "Преступление без наказания", повествующая о репрессиях в отношении интеллигенции в СССР
newtimes.ru

В московском издательстве "Прогресс-Плеяда" вышла книга Виталия Шенталинского "Преступление без наказания", повествующая о репрессиях в отношении интеллигенции в СССР. Шенталинский известен своими очерками "Рабы свободы" и "Донос на Сократа". "Преступлении без наказания" завершает эту трилогию, пишет El Pais.

В книге Шенталинский пишет, что в КГБ хранится 200 огромных красных папок с доказательствами работы машины смерти. "Когда я впервые открыл все эти тома и личные дела, я не мог удержаться, чтобы тут же их не закрыть и не отвернуться, – признается он. – Но восстанавливать эту память – как смотреть гравюры Гойи: больно, но необходимо" (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Борьбу против "исторической амнезии" Шенталинский начал после перестройки. "Тот период был историческим вызовом для нашего общества. Речь шла о поиске новых формул жизни и самопознания. Наше прошлое во многом было изъято, украдено или искажено. Мы должны были узнать, откуда мы пришли, – отмечает он. – Меня особенно интересовало изучение истории писателей, потому что они – совесть русского народа".

Согласно данным автора "Преступления без наказания", в советский период около 3000 писателей были так или иначе репрессированы. Примерно половина из них погибли в концентрационных лагерях или были просто расстреляны.

Шенталинский организовал комиссию, занявшуюся литературным наследием репрессированных писателей, попал на Лубянку, в главное здание КГБ, и получил доступ к архивам, чтобы познакомиться с засекреченной информацией, документами, которые считались утраченными, с неизданными произведениями репрессированных и множеством несчастных судеб.

Так стало известно, что поэтесса Анна Ахматова, которую нельзя было заподозрить в симпатиях к режиму – ее мужа казнили за антисоветскую деятельность, а ее саму приговорили к ссылке за то, что ее стихи не соответствовали соцреализму, – 21 декабря 1949 года посвятила оду Сталину:

Пусть миру этот день запомнится навеки,
Пусть будет вечности завещан этот час.
Легенда говорит о мудром человеке,
Что каждого из нас от страшной смерти спас.

Эти строки были опубликованы в журнале "Огонек". Писатель считает, что в Ахматовой говорила материнская любовь. Она хотела, чтобы Сталин заступился за ее сына Льва Николаевича Гумилева, сосланного на принудительные работы. Через некоторое время она написала ему письмо, однако советский лидер его проигнорировал.

Шенталинский пишет, что система нанесла жесточайший удар интеллектуалам в ходе красного террора в начале революции. "Интеллектуалы уничтожались как класс, без всякого разбора", – отмечает журналист, писатель и автор трудов по этой теме. - Огромная часть была выслана, выгнана в эмиграцию за то, что эти люди выступали против режима или за то, что не встали на его сторону. Удар за ударом наносился по поэзии, прозе, философии... Кульминация наступила в 1937 году, когда целая плеяда писателей – Сергей Эфрон, Леонид Канегисер, Есенин, Кузьмин... – стала жертвой сталинской прожорливости. Власти отпраздновали столетие со дня смерти Пушкина пушечными залпами".

По мнению Шенталинского, в современной России нет свободы. "Цензура не просто есть, она постоянно усиливается. Убийство Анны Политковской стало предупреждением... Но общественное мнение очень горячо реагирует на эту тему. Это похоже на подземную магму, которая вот-вот взорвется и хлынет на поверхность".