Глава Минкультуры опроверг сообщения о передаче "Балдинской коллекции" Германии
Архив NEWSru.ru
Глава Минкультуры опроверг сообщения о передаче "Балдинской коллекции" Германии
 
 
 
Глава Минкультуры опроверг сообщения о передаче "Балдинской коллекции" Германии
Архив NEWSru.ru

Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов опроверг сообщения некоторых СМИ о якобы достигнутой договоренности между Россией и Германией о передаче коллекции шедевров западноевропейской графики, так называемой "Балдинской коллекции".

"Ничего подобного не было, - сказал Соколов в среду. - Это чистый блеф. И кстати, такие пробные шары наши СМИ уже забрасывают не в первый раз. С действительностью это не имеет ничего общего".

Коллекция из собрания Бременского кунстхалле была вывезена из Германии капитаном советской армии Виктором Балдиным в июле 1945 года. Через два года он передал ее Государственному музею архитектуры им. А.Щусева, сообщает "Интерфакс".

- Реституция культурных ценностей: кто кому должен

В коллекцию входят 362 рисунка Рембрандта и Дюрера, Буше, Коро, Дега, Делакруа, Гойи, Тулуз-Лотрека, Мане, а также две картины Франсиско Гойи и школы Дюрера. В 2003 году Генпрокуратура России вынесла официальное предостережение занимавшему тогда пост министра культуры РФ Михаилу Швыдкому в связи с попыткой Минкультуры РФ безвозмездной передачи коллекции Германии.

В ходе проверки, проведенной Генпрокуратурой, было установлено, что Минкультуры в нарушение законодательства не проводило экспертизу культурных ценностей из Бременского музея.

Министр культуры Александр Соколов, когда занял свою должность, провозгласил одним из принципов своей культурной политики следующее: "Реституции, как возвращения культурных ценностей, не будет. Это слово можно вывести из обращения". Таким образом, Соколов попытался потушить скандал, связанный с Балдинской коллекцией, разгоревшийся при его предшественнике Швыдком в конце 1990-х годов.

Между тем Давид Саркисян, директор Музея архитектуры, где почти в течение 40 лет хранились раритетные произведения, занимает более гибкую позицию: "Я бы не сбрасывал со счетов два очень важных момента. Во-первых, Германия прошла долгий путь "дефашистизации", она стала одним из самых преданных наших партнеров и давно заслужила право на ответные добрые жесты.

Во-вторых, рисунки принадлежали не какому-то фашистскому генералу, а разоренному музею, а потому нет ничего зазорного и обидного в их возвращении. Другое дело, у нас (я говорю о Музее архитектуры) имеется право на компенсацию. Почему-то никто не задумывается о труде музейных сотрудников, которые почти полстолетия заботились, изучали и реставрировали драгоценные листы".

Отметим, открыто показывать трофеи в России стали совсем недавно. С середины 1990-х годов Пушкинский музей отвел отдельный зал под картины, некогда находившиеся в немецких собраниях. Кроме того, прошли две крупные выставки, которые вызвали неоднозначную реакцию в мировом сообществе. В том же ГМИИ показывали "Золото Трои" (коллекцию античных драгоценностей Генриха Шлимана), затем в Музее архитектуры демонстрировали так называемую Балдинскую коллекцию - рисунки древних мастеров (от Дюрера до Рембрандта), вывезенную архитектором и капитаном Виктором Балдиным из немецкого Бремена.

А сейчас в Пушкинском музее работает выставка "Сокровища Меровингов" как демонстрация взаимных оправданий России и Германии. Средневековое золото Меровингов (V-VIII века) прибыло после войны в Москву в тех же ящиках, что и золото Шлимана. Немцы со свойственной им корректностью на вернисаже намекали, что драгоценности будут смотреться намного лучше, если соединятся с другими вещами, которые еще остались в музеях Берлина.

Однако директор ГМИИ Ирина Антонова имеет по этому поводу совершенно четкую позицию. "Я считаю, что мы имеем все права на перемещенные вещи, - сказала она. - Потери России несоизмеримо больше. Кроме того, мы не просто получили трофейное искусство, но спасли его, сохранили, отреставрировали. Я считаю возвращенную нами в 1950-е годы Дрезденскую галерею большой ошибкой. Если же начинать музейную реституцию, придется тогда отдать весь Лувр, собранный во время наполеоновских войн, или Британский музей, где масса вывезенных предметов".

Такая позиция вызывает открытое возмущение со стороны представителей других стран, которые занимаются проблемами реституции. Главный вопрос: почему Россия удерживает у себя даже те предметы, которые вывезены не из Германии, а из других стран Центральной и Восточной Европы или из советских республик, ставших теперь вновь независимыми.

Возвращения перемещенных ценностей от России требовали восемь стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина. Австрия, в частности, хочет вернуть экспонаты из Австрийской национальной библиотеки, Греция - архив еврейской общины города Салоники, Нидерланды - архивные документы, живопись и гравюры, Бельгия - 40 архивных фондов, Украина - фрагменты фресок. Частично эти требования были удовлетворены в 2005 году.

Кроме того, бывшие союзники СССР в войне, например Франция, Греция, Нидерланды, выдвигают требования на коллекции, которые сначала были похищены немцами, а затем в 1945 году вывезены Советской армией.

Напомним также, что 15 апреля 1998 года Госдумой РФ был принят Федеральный Закон "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно этому закону, перемещенные после Второй мировой войны культурные ценности, оставшиеся в России, были и являются ее национальным достоянием.