В Пушкинский музей изобразительных искусств на смену масштабной экспозиции Пабло Пикассо прибыли шедевры старых мастеров из собрания Будапештского музея изобразительных искусств. Временную прописку в залах на Волхонке получил мужской портрет кисти Рафаэля, а также работы Тициана, Веласкеса, Эль Греко, Дюрера, Гойи и других европейских мастеров XV – XVIII веков.
Как рассказала телеканалу "Культура" заместитель директора по научной работе Пушкинского музея Ксения Богемская, картину Рафаэля будапештский музей считает своим главным козырем. Хотя в России это не самое известное полотно художника.
"Почему в России, например, так популярна "Сикстинская Мадонна" Рафаэля? Если вы спросите итальянских любителей, они скажут – да, хорошая картина, у Рафаэля нет плохих картин, но чтобы как-то специально выделять ее в художественном наследии Рафаэля, этого нет. А поскольку русские ехали в Италию через Германию, первым, что они видели, была Дрезденская галерея. А Будапешт находился в стороне", – пояснил куратор выставки Вадим Садков.
Большинство картин, привезенных в Москву из Будапешта, – это предметы бывшей коллекции князей Эстерхази. В свое время они были крупнейшими частными землевладельцами страны и страстными собирателями произведений искусства.
Но самый большой раздел выставки представляет голландцев. Музейщики Будапешта долго не соглашались отпускать в Москву картину голландского художника Яна Брейгеля "Райский сад" из-за небольшой трещины. Картина написана на доске.