Полотна Моне с изображением готического здания были основаны на реальных наблюдениях Лондона, а не рождены его воображением в студии в Гиверни, во Франции, считают авторы исследования, проведенного в Университете Бирмингема
Архив NEWSru.ru
Полотна Моне с изображением готического здания были основаны на реальных наблюдениях Лондона, а не рождены его воображением в студии в Гиверни, во Франции, считают авторы исследования, проведенного в Университете Бирмингема
 
 
 
Полотна Моне с изображением готического здания были основаны на реальных наблюдениях Лондона, а не рождены его воображением в студии в Гиверни, во Франции, считают авторы исследования, проведенного в Университете Бирмингема
Архив NEWSru.ru

Точное место, где Клод Моне писал на пленере свои полотна со зданием парламента, нашли двое ученых, пишет газета Daily Telegraph (текст на сайте Inopressa.ru).

Полотна Моне с изображением готического здания были основаны на реальных наблюдениях Лондона, а не рождены его воображением в студии в Гиверни, во Франции, считают авторы исследования, проведенного в Университете Бирмингема.

Анализ его полотен, писем и архитектурных рисунков, результаты которого опубликованы в журнале Royal Society Proceedings A, позволил ученым обнаружить местоположение художника на крытой террасе бывшего губернаторского зала больницы св. Томаса, находящейся на втором этаже.

Здание не уцелело, но сегодня такой же вид открывается с юго-западного угла Вестминстерского моста.

Контур парламента на фоне неба дал исследователям ориентиры для определения положения солнца. Затем были произведены вычисления солнечной геометрии для определения даты и времени создания пейзажей с точностью до минут.

В итоге - "превосходное совпадение" с информацией из писем Моне, в которых тот ворчит по поводу лондонской "печальной и бесцветной" погоды. "Это причиняет мне такие страдания!" - писал он.

Один из авторов исследования, Джон Торнс сказал: "Полотна Моне содержат точную количественную информацию, подтверждающую гипотезу, что его целью было как можно достовернее зафиксировать визуальные эффекты, которые он видел, когда писал картины в Лондоне".

Моне славился тем, что работал быстро, и, по оценкам ученых, на создание каждой картины лондонской серии у него могло уходить всего два часа. В результате коричневатое и желтоватое небо дает моментальные снимки, которые являются "индикатором смога и состояний атмосферы викторианской эпохи, изображенных на них", пишет Торнс совместно с Джейкобом Бейкером, предполагая, что они могут дать метеорологам информацию о климате и загрязнении воздуха.

"Серия Моне, возможно, является наилучшей цветовой хроникой викторианских туманов, - заявили ученые. - Цвет потенциально дает информацию о передаваемом и рассеянном свете, проходящем через атмосферу, который, в свою очередь, дает информацию о химическом составе тумана".

Поглощение света жиром и капельками масла от дымящих труб, возможно, связано с желтой и коричневой окраской некоторых туманов, тогда как голубой и красный могли возникнуть из-за действия наночастиц, рассеивающих свет.

На 95 полотнах серии изображены три вида Лондона: два - из отеля "Савой", а третий - парламент. В 2004 году одна из картин была продана почти за 11 млн фунтов стерлингов. Они были созданы во время трех поездок Моне в Лондон между осенью 1899 и началом 1901 года.