Гражданская панихида началась в 11:00 в Центральном Доме литераторов, затем состоятся похороны на Ваганьковском кладбище
Вести-Москва
Гражданская панихида началась в 11:00 в Центральном Доме литераторов, затем состоятся похороны на Ваганьковском кладбище Если раньше нас называли "властителями дум", то сейчас этого не требуется: не нужно скрывать свои мысли и бороться за них
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Гражданская панихида началась в 11:00 в Центральном Доме литераторов, затем состоятся похороны на Ваганьковском кладбище
Вести-Москва
 
 
 
Если раньше нас называли "властителями дум", то сейчас этого не требуется: не нужно скрывать свои мысли и бороться за них
Вести-Москва
 
 
 
Будь я в России или Америке, своих потенциальных читателей определяю сразу и очень редко ошибаюсь, у них совершенно особые, просветленные лица
Первый канал

Москва прощается со знаменитым писателем Василием Аксеновым. Гражданская панихида началась в 11:00 в Центральном Доме литераторов, затем состоятся похороны на Ваганьковском кладбище.

Аксенов скончался 6 июля в Москве на 77-м году жизни.

Проститься с Аксеновым пришли сотни людей. Как сообщает РИА "Новости", проводить Аксенова в последний путь пришли режиссер Марлен Хуциев, поэтесса Белла Ахмадулина, режиссер Марк Розовский, директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, известный литературный критик Татьяна Иванова, публицист Святослав Бэлза. По словам Бэлзы, Аксенов "не выбирал времени, в которое жить и писать, но время выбрало его".

Литературный агент писателя Виктор Вогман напомнил ИТАР-ТАСС, что в прошлом году прозаик перенес тяжелейший инсульт, после чего из больницы уже не выходил. "Ухудшение в состоянии прозаика произошло 2 месяца назад, когда его срочно перевели из госпиталя имени Бурденко в НИИ имени Склифосовского, - отметил он. - Неделю назад ему стало совсем плохо, Аксенова подключили к аппарату искусственного дыхания, и врачи долго боролись за его жизнь, но, к сожалению, спасти не удалось".

Сам Аксенов признавался, что сейчас роль писателя, конечно, изменилась. "Если раньше нас называли "властителями дум", то сейчас этого не требуется: не нужно скрывать свои мысли и бороться за них, - говорил Василий Павлович. - В наше время мастера пера должны бороться за звание "властителей чувств". При этом Аксенов заметил, что узнает из тысячи тех людей, которым нравятся его книги, - "своих единомышленников и друзей". "Будь я в России или Америке, своих потенциальных читателей определяю сразу и очень редко ошибаюсь, у них совершенно особые, просветленные лица", - отмечал он.

Сын прошедшей сталинские лагеря писательницы Евгении Гинзбург, Аксенов быстро приобрел известность в годы "оттепели" как автор молодежных романов и повестей, написанных под ощутимым влиянием Хемингуэя. Первый же "дуплет" аксеновских романов - "Коллеги" и "Апельсины из Марокко" - попал точно в яблочко читательского интереса и принес автору всесоюзную популярность. Романы "Звездный билет", "Пора, мой друг, пора", повесть "Затоваренная бочкотара" населены мужественными, честно идущими по жизни и уверенными в будущем людьми. Эти и другие произведения молодого врача, успевшего до начала литературной карьеры поработать в нескольких городских и сельских больницах, быстро превратились в "фирменное блюдо" журнала "Юность" - властителя дум молодой советской интеллигенции.

С завершением "оттепели" у Аксенова начинаются все более серьезные проблемы с властями. Как утверждают исследователи его творчества, "романтическая героика не перенесла вторжения в Чехословакию". Писатель ищет новые жанры, в рамках которых он мог бы остаться в ладу с самим собой. Этот поиск уже не прекращался, но в каждом из новых произведений все большее место занимает новый постоянный герой - авторская ирония. В начале 70-х написаны пародия на шпионский боевик и экспериментальный роман, который так и был назван - "Поиски жанра". Но цензура поиск не оценила, и новые романы "Ожог" и в особенности во многом провидческий "Остров Крым" ложатся на полку, туда же попадает и мюзикл "Пока безумствует мечта".

В то время как советская критика все больнее "долбит" Аксенова, его произведения впервые начинают публиковаться за рубежом, прежде всего в США. В 1980 году Аксенов эмигрирует в США. Более десяти лет проживший в эмиграции Василий Аксенов был одним из самых титулованных российских прозаиков. В 2007 году он получил премию журнала "Октябрь" за роман "Москва-Ква-Ква", а в 2004 году стал лауреатом "Русского Букера" за книгу "Вольтерьянцы и вольтерьянки", объединившую историческую прозу с жанром фэнтези.