А скульптура "Черный камень", интерпретирующая в вольной форме образ священного для мусульман Черного камня в Мекке, была названа оскорбляющей ислам
azpavilion.org
А скульптура "Черный камень", интерпретирующая в вольной форме образ священного для мусульман Черного камня в Мекке, была названа оскорбляющей ислам
 
 
 
А скульптура "Черный камень", интерпретирующая в вольной форме образ священного для мусульман Черного камня в Мекке, была названа оскорбляющей ислам
azpavilion.org

На Венецианской биеннале современного искусства продолжает развиваться неоднозначная ситуация с работами художницы Айдан Салаховой, выставленными в Национальном павильоне Азербайджана. Две скульптуры, закрытые ранее для просмотра по указанию президента Азербайджана Ильхама Алиева, теперь вовсе решено удалить из павильона. Мировая арт-общественность уже заговорила о факте политической цензуры в области искусства, пишет "Независимая газета".

Накануне появилось официальное сообщение куратора азербайджанского павильона Берал Мадры, в котором было объявлено об удалении скульптур Салаховой из экспозиции. Куратор сообщила, что она сама, Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев в течение минувших дней вели переговоры с властями, пытаясь объяснить, что "удаление скульптур будет означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы".

Организаторы предложили оставить работы, а в экспликации к ним уточнить, что образы являются интерпретацией художника, которую власти не признают, однако получили отказ.

Напомним, две скульптуры Айдан Салаховой в азербайджанском павильоне накрыли белой тканью после посещения павильона президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Главе государства показалась исламистской мраморная скульптура "Невеста" - женщина в черной парандже, из-под которой видны только кисти рук. А скульптура "Черный камень", интерпретирующая в вольной форме образ священного для мусульман Черного камня в Мекке, была названа оскорбляющей ислам.

То же самое относится и к работам на бумаге, которые демонстрируют сексуальные образы в контексте религии. Например, женщина, держащая минарет, отчасти напоминающий фаллический символ. Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны.

При этом, по официальной версии, скульптуры накрыли "из-за повреждений во время транспортировки". Их обещали открыть после реставрации.

Между тем все работы в азербайджанском павильоне были рассмотрены в подробностях на совещаниях в Баку и Венеции. Произведения Салаховой из серии "Предназначение" подробно описаны в каталоге и показаны на веб-сайте биеннале.

В павильоне Азербайджана на Венецианской биеннале представлена выставка "Родственники из Баку", в которой участвуют шесть художников во главе с Салаховой. Из всех экспонатов выставки закрыты были только вышеупомянутые две скульптуры, остальные работы (в том числе другие работы Салаховой - скульптуры и барельефы) демонстрируются в оригинальном виде.

Вместе с тем, как отмечалось ранее, у белых фигурок амуров на потолке палаццо Бенцон, где расположился павильон, гениталии были заклеены черными квадратами.

Айдан Салахова живет и работает в Москве. В 1992 году она открыла одну из первых в России галерей современного искусства - "Айдан". Работы Салаховой хранятся в коллекциях Третьяковки и Московского музея современного искусства, а также в собраниях галерей Рима и Нью-Йорка.