Жизнь Лени Рифеншталь как история эмансипации
Архив NEWSru.ru
Жизнь Лени Рифеншталь как история эмансипации
 
 
 
Жизнь Лени Рифеншталь как история эмансипации
Архив NEWSru.ru

Накануне стало известно, что в Германии в возрасте 101 года скончалась Лени Рифеншталь, которую называли любимым режиссером Гитлера. Легендарная женщина умерла в понедельник вечером во сне в своем особняке в городе Пекинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии. У нее просто остановилось сердце.

Рифеншталь прежде всего известна своим знаменитым фильмом "Триумф воли" о митинге нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году. Ее называли певцом нацизма. Она против этого активно сопротивлялась всю жизнь, говоря, что решала только творческие задачи.

Интервью с биографом Рифеншталь Райнером Ротером публикует в среду Der Tagesspiegel (перевод на сайте Inopressa.ru). В биографии Рифеншталь Райнер Ротер написал, что у нее был "переизбыток воли". Уже в детстве она поклялась "никогда в жизни не выпускать из рук руля".

"Рифеншталь в двадцатые-тридцатые годы, когда женщине было нелегко достичь успеха вне ее традиционных ролей, заслужила мировую славу. В мужской компании у режиссера Арнольда Франка она, как предписывала ей ее роль, взбиралась на вершину высотой в 2000 метров и, к тому же, иногда крутила ручку камеры, - для этого нужна сила воли. Рифеншталь была честолюбивой еще тогда, когда это качество считалось в женщине неприемлемым. Ее отец хотел, чтобы она работала у него на фирме секретаршей. Ей пришлось ему доказывать, что она способна на большее", - рассказал биограф.

По мнению Ротера, Рифеншталь, которая до самого конца настаивала на том, что ее фильмы, пропагандирующие нацизм, не являются политическими, в политических категориях не размышляла. Но она не могла не понимать политической ситуации, так как слишком много общалась с первыми лицами третьего рейха, чтобы не понимать, что происходит на самом деле.

Как и многие другие немцы, она считала, что ее руки не запачканы, но свою выгоду она однако имела. Она дистанцировалась от Гитлера лишь незадолго до конца войны. Гитлер был для нее инстанцией, на которую она могла ссылаться, чтобы получать на свои фильмы столько денег, сколько ей хотелось. Между диктатором и режиссером было взаимовыгодное сотрудничество, говорит биограф.

Когда началась война, Рифеншталь стала свидетельницей бойни, устроенной в Польше. После этого - так она утверждала позднее - она смотрела на режим другими глазами. Однако она умалчивала о том, что надев форму, она с "особой командой Рифеншталь" отправилась на фронт, чтобы снять поход Гитлера. В Конске она видела, как солдаты вермахта уничтожают польских евреев. Она, по сведениям Ройтера, даже высказала свой протест генералу Райхенау, командующему армии, и прекратила работу над своим фильмом.

Для фильма "Низина" Рифеншталь мобилизовала все свои контакты, чтобы создать идеальные условия для съемок. Этот фильм стал одним из самых дорогих кинопроектов третьего рейха.

"Лени Рифеншталь переживет по меньшей мере ее олимпийский фильм, который высветил уровень ее творческих возможностей. Она входит в число лучших режиссеров ХХ столетия. Но я не считаю, что когда-нибудь это искусство можно будет рассматривать вне его пропагандистского контекста", - отметил биограф Лени Рифеншталь.