Несмотря на уверения гендиректора Большого театра Владимира Урина в отсутствии политической подоплеки и вмешательства Минкультуры в вопрос переноса премьеры балета Кирилла Серебренникова "Нуреев", СМИ продолжают приводить комментарии источников, настаивающих на том, что звонок со стороны министра Владимира Мединского действительно имел место, а стояла за ним настоятельная рекомендация от духовника президента РФ Владимира Путина, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова).
Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов в своем телеграм-канале рассказал, что "на прогоне были представители РПЦ. Но в штатском. Они добежали до Тихона. Тихон позвонил Мединскому", передает "Московский комсомолец".
По данным Венедиктова, глава Минкультуры рассчитывает заручиться поддержкой архиерея "для переназначения в следующем году в министры", а потому Мединский позвонил Урину и изобразил ярость и истерику. Потом, охолонув, попросил подумать о переносе на потом - новое правительство, выборы. "Вам же не нужны пикеты возле театра напротив Кремля перед выборами. А они могут!!!" - пугал министр".
В свою очередь источник "Газеты.Ру" в театральных кругах приводит подробности разговора Владимира Мединского с Владимиром Уриным. Как утверждается, министр назвал постановку Серебренникова о гениальном танцовщике и открытом гее Рудольфе Нурееве "шабашем извращенцев" и потребовал убрать "пропаганду".
В пресс-службе министерства подтвердили факт телефонного разговора Мединского с Уриным, отказавшись комментировать его содержание и отметив, что"цензура и запреты не являются стилем работы ведомства".
На специальном брифинге Урин объявил, что премьера спектакля состоится в мае 2018 года, поскольку возникли "накладки с репертуаром". Он настаивает, что дело не в гомосексуальной составляющей спектакля, а исключительно в неготовности хореографии.
На брифинге руководитель "Большого" заверял, что не испытывал административного давления, однако признал, что получил лишь один звонок от министра культуры, который сам интересовался причиной отмены премьеры.
По словам Урина, единственной причиной отмены постановки стала неготовность ее хореографической составляющей. Хореограф Юрий Посохов признал неготовность подготовки артистов только с хореографической точки зрения и заявил, что ему нужен еще месяц для ее доработки.
"Кирилл Серебренников никакого отношения к хореографии не имеет, хореографией занимается Юрий Посохов", - подчеркнул Урин.
Напомним, 7 июля в Большом театре состоялся генеральный прогон спектакля, после которого артисты рукоплескали постановщикам. На следующий день стало известно, что премьера, намеченная на 11 июля, отменена, страница спектакля удалена с сайта ГАБТа. Владимир Урин утверждал, что решение об отмене премьеры принято вместе с постановщиками, поскольку по причине недостатка репетиций балет оказался не готов.
В свою очередь, режиссер, сценограф и автор либретто спектакля Кирилл Серебренников заявил, что решение было принято без учета его мнения.
Балет о гениальном танцовщике, в 1961 году попросившем политического убежища в Париже, должен был стать скорее сюрреалистическим, а не документальным пересказом биографии Нуреева.
Одним из главных сюжетов спектакля являются продолжавшиеся несколько десятилетий отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.
Над постановкой "Нуреев" помимо Кирилла Серебренникова, который выступил в качестве автора либретто, режиссера и сценографа, работали композитор Илья Демуцкий, хореограф-постановщик Юрий Посохов. В этом же составе создатели поставили балет "Герой нашего времени" в Большом театре в 2015 году.
Это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 30-х годах запретили "Болт" Шостаковича, в 1969 году Фурцева "закрыла" "Лебединое озеро" в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева "Девушка и смерть". Но подобное еще никогда не происходило за три дня до премьеры.