Открывается Каннский кинофестиваль
Global Look Press
Открывается Каннский кинофестиваль
 
 
 
Открывается Каннский кинофестиваль
Global Look Press

В легендарном Кинодворце на Лазурном берегу Средиземного моря в среду открывается 64-й Каннский кинофестиваль. В его рамках будет показано 86 полнометражных картин, 54 из которых входят в официальную программу кинофорума и борются за его награды, передает ИТАР-ТАСС. Завершится киносмотр 22 мая.

Жюри главного конкурса возглавляет знаменитый американский актер, режиссер и продюсер Роберт Де Ниро. А открывает 64-й Каннский кинофестиваль новый фильм выдающегося американского режиссера Вуди Аллена "Полночь в Париже".

- "Елену" Звягинцева ожидали в основном конкурсе

Решение открыть фестиваль очередным Вуди Алленом относится к числу беспроигрышных, отмечает "Коммерсант". Снятый в прошлом году во французской столице, фильм собрал компанию голливудских артистов, самые известные из которых Кэти Бейтс и Эдриан Броуди, а для усиления галльского колорита к ним добавили Марион Котийяр, Леа Сейду и даже жену президента Франции Карлу Бруни-Саркози. Ожидается, что она прибудет в Канны на премьеру своей картины.

В главную программу включены 20 картин, отобранных руководством фестиваля из почти 1,5 тыс. фильмов. Среди них - "Меланхолия" датского кинорежиссера Ларса фон Триера, "Кожа, в которой я живу" испанца Педро Альмодовара, "Древо жизни" американского мастера Терренса Малика, "Гавр" финна Аки Каурисмяки, "Харакири. Смерть самурая" японского режиссера Такаси Миикэ, "Мальчик на велосипеде" бельгийцев Жан-Пьера и Люка Дарденнов.

Наиболее широко в основной конкурсной программе представлена Франция - четырьмя лентами. По две картины предоставили Дания, Италия и Япония, по одной - США, Испания, Великобритания, Бельгия, Израиль, Финляндия, Австрия, Германия, Турция и Румыния.

Впервые в истории фестиваля в борьбе за "Золотую пальмовую ветвь" участвуют четыре женщины-режиссера.

В последний момент было объявлено о дополнениях к программе. В нее включены фильмы двух иранских режиссеров - Джафара Панахи и Мохаммада Расулофа, которые подверглись на родине репрессиям и запрету на профессию, что не могло не вызвать в мировом киносообществе волну возмущения и солидарности с опальными художниками.

Пока точно не ясно, как и при каких обстоятельствах, но им все же удалось снять и вывезти в Европу свои новые картины. Одна из них называется "Прощай" и будет показана в программе "Особый взгляд": в ней Мохаммад Расулоф, основываясь на личном опыте отношений с иранской бюрократией, рассказывает о молодом тегеранском адвокате и его попытках получить визу для выезда из страны.

Будет устроен также специальный показ фильма Джафара Панахи и режиссера-документалиста Мойтабы Миртамас "Это не кино" - дневник нескольких месяцев, в течение которых Панахи ожидал судебного приговора.

"Елену" Звягинцева ожидали в основном конкурсе

В основном конкурсе, победителю которого вручается главный приз Каннского фестиваля - "Золотая пальмовая ветвь", фильмов, представляющих Россию, нет.

В нынешнем году ни одна российская лента не смогла пробиться по разным причинам в эту наиболее престижную конкурсную программу, хотя в качестве кандидатов рассматривались три работы. Это - "Фауст" Александра Сокурова, "История арканарской резни" Алексея Германа - старшего и "Елена" Андрея Звягинцева.

Российский кинематограф представлен только на втором по значению конкурсе фестиваля - "Особый взгляд" - фильмом Бакура Бакурадзе "Охотник". В программу "Особый взгляд" включаются картины, отличающиеся новизной и оригинальностью.

В свою очередь, ленте Андрея Звягинцева "Елена" выпала честь быть показанной на церемонии закрытия этой программы.

Появление в самый последний момент "Елены" в побочной программе для многих стало неожиданностью: ее уверенно прочили в главный конкурс, пишет "Российская газета".

У Звягинцева еще со времен его старта - фильма "Возвращение", в 2001 году получившего в Венеции "Золотого льва" и премию за лучший дебют, - установилась репутация одной из главных надежд российского кино. "Еленой" еще на стадии съемок заинтересовались фестивали, включая Канны и Венецию. Тем более что уже сценарий фильма на "Санденсе" был признан лучшим европейским проектом.

Однако, как отмечает издание, попасть в основной конкурс картине помешали неожиданные разногласия в отборочной комиссии, а в конкурс Венеции - судя по всему, избыточная щепетильность по отношению к его российскому конкуренту, уже включенному в программу, полагает газета.

В 2007 году в конкурсе Каннского фестиваля Андрей Звягинцев и Александр Сокуров уже сходились в качестве соперников - тогда премию получил фильм Звягинцева "Изгнание", а Сокуров уехал ни с чем, не скрывая раздражения.

Вероятно, ни дирекция венецианской Мостры, ни сам Сокуров не хотели повторения щекотливой коллизии, и фильм "Елена", встреченный было с распростертыми объятиями, в венецианский конкурс тоже не попал. "Это только гипотеза, но у нее слишком много подтверждений в самой логике - точнее, алогичности - развития событий", пишет издание.

Участие советского кино в каннских конкурсах было весьма успешным: "Золотые пальмовые ветви" увозили "Отелло" Сергея Юткевича и "Летят журавли" Михаила Калатозова, призы получали "Сорок первый" и "Баллада о солдате" Григория Чухрая, "Сибириада" Андрея Кончаловского, "Повесть пламенных лет" Юлии Солнцевой, "Солярис" Андрея Тарковского, "Мать" Глеба Панфилова, "Покаяние" Тенгиза Абуладзе.

В постсоветский период российские фильмы стали попадать в Канны все реже, и последний приз, полученный российским кино, достался Константину Лавроненко за лучшую мужскую роль в фильме Андрея Звягинцева "Изгнание".

И если первая часть "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова в 1995 году получила в Каннах Гран-при жюри, то вторая часть, "Предстояние", вошла в пятерку худших лент фестиваля 2010 года и вызвала скандал в прессе. Что, многие считают, тоже стало причиной настороженного отношения к российскому кино в Каннах 2011 года.