Министерство культуры России отказало в выдаче прокатного удостоверения фильму "Приказано забыть" Руслана Коканаева, посвященного депортации чеченцев в 1944 году. Поясняя причины отказа, сотрудники министерства раскритиковали центральный эпизод фильма, демонстрирующий массовое сожжение жителей горного аула Хайбах. По словам, чиновников, эта часть является "исторической фальшивкой", а "демонстрация данного фильма будет способствовать разжиганию межнациональной розни".
"Для чеченцев, ингушей совершенно понятно, что это не фальшивка, - заявил режиссер фильма в интервью BBC. Они (чиновники. - прим. NEWSru.ru) говорят, что мы сняли картину только на основании одного письма Гришиани, что он был вынужден уничтожить там людей". Между тем, информация, по словам Коконаева, была предоставлена экспертами. Среди них - трое авторов книги "Хайбах. Следствие продолжается", один из которых является руководителем архивного фонда Чеченской Республики.
Коконаев подчеркнул: уникальность его фильма, который, по мнению Минкультуры, ведет к разжиганию национальной розни, в том, что в нем раскрываются преступления, которые совершались на местах. По словам режиссера, раньше публично об этом никто не говорил.
Запрет Минкультуры означает, что фильм не только не выйдет на российском телевидении и в кинотеатрах, но и не сможет участвовать в конкурсах. "Даже заявку в Канны подать не смогли из-за этого запрета", - рассказал режиссер, но тут же отметил, что все же надеется показать фильм на некоторых фестивалях.
Премьера фильма должна была состояться 10 мая 2014 года в Грозном и была приурочена к 70-летию депортации чеченцев и ингушей, однако показ пришлось отложить. По словам продюссера, причиной стало то, что люди, обещавшие оказать содействие в организации, неожиданно пропали, пишет "Ислам News". В интернете пока можно увидеть только трейлер к фильму.
Как рассказал "Эху Москвы" президент кинопрокатной компании "Кино без границ" Сэм Клебанов, формально никаких изменений в правилах выдачи прокатных удостоверений не произошло. Однако сейчас чиновники стали использовать это разрешение как один из механизмов цензуры, отметил Клебанов.