Спор об авторском праве между писателем, создавшим литературный образ Чебурашки, Успенским, и художником-постановщиком мультфильма "Чебурашка и крокодил Гена", Шварцманом, длится с 2004 года
http://www.kinopoisk.ru
Спор об авторском праве между писателем, создавшим литературный образ Чебурашки, Успенским, и художником-постановщиком мультфильма "Чебурашка и крокодил Гена", Шварцманом, длится с 2004 года
 
 
 
Спор об авторском праве между писателем, создавшим литературный образ Чебурашки, Успенским, и художником-постановщиком мультфильма "Чебурашка и крокодил Гена", Шварцманом, длится с 2004 года
http://www.kinopoisk.ru

Головинский суд Москвы, в котором в среду началось судебное разбирательство по делу неправомерного использования изображения Чебурашки и других персонажей мультфильма "Чебурашка и крокодил Гена", перенес слушания на 29 января. Однако это судебное заседание возобновило спор о нарушении авторских прав между писателем, создавшим литературный образ Чебурашки, Эдуардом Успенским, и художником-постановщиком мультфильма "Чебурашка и крокодил Гена", Леонидом Шварцманом.

Суд перенесен в связи с тем, что сторона истца в среду подала ходатайство на увеличение компенсации на полмиллиона рублей до 4,7 миллиона. Иск был предъявлен к компании "БРК-Косметикс", представляющей в России болгарскую компанию "ТОМИ ШОУ Козметикс".

Болгарская компания приобрела у автора литературного образа Чебурашки Эдуарда Успенского право на использование изображения Чебурашки и на своей продукции – трех видах зубной пасты – использовала изображение двух главных героев мультфильма.

Однако Шварцман, создатель мультипликационного образа персонажа, не согласен с таким раскладом. "Три вида детской зубной пасты - это разные нарушения. На них разные изображения Чебурашки и крокодила Гены, образы которых создал Шварцман. Мы требуем компенсации по 1,4 миллиона рублей за каждый из трех видов нарушений", - сказала Рита Лихота, исполнительный директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, представляющего интересы Шварцмана.

Однако позднее перед началом судебных слушаний Центр увеличил свои требования. "Мы требуем увеличить иск к компании "БРК-Косметикс" на 500 тысяч рублей. Теперь он составит 4,7 миллиона. Эти полмиллиона будут компенсацией за причиненный Шварцману моральный ущерб", - сообщила Лихота.

В свою очередь директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин рассказал, что "Успенский зарегистрировал через ООО "Чебурашка" товарный знак, в котором сделал черно-белое схематическое изображение персонажа мультфильма, а болгарский художник нарисовал его так же, как и художник Леонид Шварцман в мультфильме". По его словам, болгарский художник утверждает, что нарисовал Чебурашку, руководствуясь лишь литературным образом из книги Успенского, а совпадение с изображением, представленным в мультфильме - простая случайность.

Энтин также отметил, что в новом законе "О защите интеллектуальной собственности" не раскрыто понятие "персонаж". "В законе не проводится различия между литературным и изобразительным персонажем. И это может привести к тому, что в будущем времени появится огромное количество споров по вопросам интеллектуальной собственности", - считает Энтин.

Спор об авторском праве между писателем, создавшим литературный образ Чебурашки, Успенским, и художником-постановщиком мультфильма "Чебурашка и крокодил Гена", Шварцманом, длится с 2004 года. В свое время Успенский организовал ООО "Чебурашка" и зарегистрировал на эту фирму черно-белое изображение популярного зверька. Леонида Шварцмана такое положение вещей не устроило. Он пошел в суд и выиграл несколько процессов у компаний, производивших игрушку-Чебурашку, доказав свое право на изображение персонажа.

Эдуарду Успенскому это не понравилось. Противостояние Успенский - Шварцман переросло в судебную тяжбу. Шварцман говорит, что в период создания героев мультфильма Успенского ни разу не видел и свидетелем рождения Гены, Чебурашки и Шапокляк был только режиссер Роман Качанов. Успенский же заявляет, что художник рисовал Чебурашку под его чутким руководством.

Мультипликаторы защищают Шварцмана

В защиту Шварцмана встала вся старая гвардия мультипликаторов, которые утверждают, что собственными глазами видели, как создавался мультик "Крокодил Гена и его друзья" и кто работал над образами его героев. Чтобы доказать, что Успенский незаконно распоряжается образом Чебурашки, известные мультипликаторы обнародовали "вещдоки", пишут "Новые известия".

Главный аргумент в пользу Шварцмана представил режиссер и художник мультипликационных фильмов Юрий Норштейн. Он показал журналистам чертежи и эскизы Чебурашки, а также крокодила Гены и Шапокляк, датированные 1968 годом и подписанные Шварцманом. А эскизы, согласно закону об авторском праве, уже являются неоспоримым доказательством того, что права на созданный образ принадлежат Шварцману, то есть тому человеку, который их нарисовал.

Между тем в среду на пресс-конференции в независимом пресс-центре Шварцман заявил, что на тех условиях, которые были предложены ему для сотрудничества с писателем Эдуардом Успенским, работать было бы просто унизительно, передает РИА "Новости". "Сам Успенский мне ни разу не звонил. Лет пять тому назад мне позвонил его секретарь и сказал, что Эдуард Николаевич хочет открыть свою фирму и предлагает сотрудничество. Я спросил, на каких условиях. Он ответил, что я буду получать 10% от всего дохода, а остальное – Успенский. Для меня это звучало унизительно, и я отказался", – рассказал Леонид Шварцман.

По словам Шварцмана, книжку Успенского иллюстрировали Алфеевский и Калиновский, но иллюстрации этих художников во многом отличаются от Чебурашки, созданного Шварцманом. В титрах мультфильма Леонид Шварцман указан как художник-постановщик. Это значит, что героев придумал и нарисовал он, а куклы делались по его чертежам.

На пресс-конференции были представлены документы от Успенского. Из них следует, что в обязанности художника-постановщика входит контрольная, административно-распорядительная и хозяйственная функции, но ни одна из этих функций не предполагает создания художником-постановщиком персонажей мультфильма. Таким образом, создание персонажа не входило в обязанности художника, а потому не влечет возникновение авторских прав. Указание Шварцмана в титрах мультфильма не является доказательством его авторства.