Власти Мурманской области запретили прокат на территории региона фильма "Левиафан" режиссера Андрея Звягинцева, недавно получившего престижную премию "Золотой глобус", а также вошедшего в шорт-лист иностранных номинантов на "Оскар". Решение о запрете проката фильма приняла Марина Ковтун, губернатор, сообщает сайт FlashNord со ссылкой на источник в правительстве области.
"Губернатор осталась недовольна, как в фильме показаны жители Севера", - сказал собеседник агентства. Он добавил, что устная рекомендация отказаться от проката фильма направлена во все компании, которые имеют кинотеатры на территории Мурманской области.
В нескольких кинотеатрах агентству FlashNord подтвердили получение рекомендаций. "Видимо, придется отказаться от показа фильма, никто не желает проблем с областными властями", - сообщил владелец одного из кинотеатров.
Вместе с тем пресс-секретарь губернатора Денис Пушин опроверг наличие запрета на показ "Левиафана". "Такие рекомендации не давались и даваться не могли", - сказал он журналистам.
"Фильм мы не запрещали и запретить не могли. Если бы мы все сошли с ума, мы бы даже тогда сделать (это) не могли. Это выдумки и глупость", - приводит слова Пушина РИА "Новости".
Губернатор Мурманской области призналась, что не смотрела фильм Звягинцева
Тем временем сама губернатор Мурманской области Марина Ковтун прокомментировала картину. Выступая на Гайдаровском форуме на панельной дискуссии, посвященной партнерству в Арктике, она призналась, что фильм Звягинцева не видела, "но начиталась" отзывов о нем, сообщает URA.ru.
"Сейчас идет "Левиафан". Его я не видела, но начиталась в интернете. Эти ужасы Териберки... На самом деле Териберка - это прекрасная точка для базирования "Газпрома", - сказала Ковтун.
По ее словам, когда "Газпром" разрабатывал проект "Штокман", поселку готовилось большое красивое будущее. "Говорили, придет Штокман, он нас рассудит. Штокман должен был дать нам газ и новый импульс", - заключила Ковтун.
По ее словам, в поселке с удовольствием бы поставил свой завод по переработке концентрата концерн "Росагро". "Оттуда удобно отправлять его в Роттердам, куда угодно, логистика очень хорошая", - поделилась Ковтун. Но этим планам было не суждено сбыться. "Там планировалось построить завод, туда строилась дорога. Дочерняя компания "Газпрома" открыла офис. Такое было будущее, проводились слушания с населением... Они ждали этого, как манны небесной. И вот все ушло. Знаете, как тяжело люди переживали постштокмановский синдром?" - объяснила губернатор депрессию в поселке сейчас.
"Левиафан" - авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России, и отсылка к одноименному сочинению знаменитого английского философа Томаса Гоббса. В фильме повествуется о жителе небольшого городка на берегу Баренцева моря по имени Николай, у которого продажный мэр пытается конфисковать почти все имущество.
Мировая премьера кинокартины состоялась на Каннском международном кинофестивале 23 мая 2014 года. Ожидается, что в России картина выйдет в широкий прокат в феврале. Однако еще до премьеры фильм подвергся критике.
В мурманском селе Териберка, где снимался "Левиафан", остались им недовольны. Глава поселения Татьяна Трубилина назвала ленту "бесполезной и неправдоподобной", поскольку жители Севера в ней показаны сугубо негативно, и выступила против проката фильма на больших экранах.
"Впечатлений (от фильма) особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть", - сказала глава поселка, перечислив позитивные моменты в жизни Териберки: рост рождаемости, высокую занятость населения и др.
Мурманская чиновница оказалась далеко не единственным критиком российской кинокартины. Так, министр культуры РФ Владимир Мединский, одним из первых посмотревший фильм Звягинцева еще на Каннском фестивале, заявил, что тот ему "не понравился". Правда, после победы фильма на "Золотом глобусе" Мединский немного изменил свое мнение.
С критикой в адрес картины Звягинцева обрушились и некоторые эксперты. Так, заведующий отделом Института стран СНГ по связям с РПЦ и с православным сообществом, основатель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов назвал ленту "поганой клеветой на Русскую церковь и Российское государство". А член Общественной палаты РФ Сергей Марков - "антироссийским политическим заказом" с "ярко выраженным антиправославным акцентом".
Экс-мэр поселка, где снимали "Левиафан": "Все гораздо хуже, чем показано у Звягинцева"
Впрочем, в самой Териберке отмечают, что на самом деле в поселке все гораздо хуже, чем показано у Звягинцева. Так, в частности, считает, экс-мэр Териберки - бывший капитан траулера "Электрон" Валерий Яранцев, получивший мировую известность после побега в 2005 году от береговой охраны Норвегии, пишет "Комсомольская правда".
Например, то, что поселян, живущих на териберской земле 10 поколений, хотят по программе переселения перевезти в другие города, он называет геноцидом. Быт в поселке не сахар: каждую зиму стандартно есть проблемы с отоплением, а работу найти очень сложно (в поселке с XVI века занимаются морским промыслом, но работает всего одна рыбная фабрика, а судов, вышедших из строя, гораздо больше, чем на ходу).
"Жизнь там очень трудная, вечная борьба. И то, что показано в фильме, это малая толика происходящего. Власть показана хорошо, пусть и срезом, хотя она подлее. По моему мнению, прокуратура - организация мафии. Может, поэтому многие и возмущаются фильмом, потому что видят себя там. Но я бы не стал целиком связывать "Левиафан" с Териберкой, это собирательный образ России", - резюмирует Яранцев.
По данным Мурманскстата, в 2013 году в области было зафиксировано 25 смертей от отравления алкоголем.
Отметим, что судить, о чем эта картина, нельзя лишь по антуражу, окружающему героев фильма, или по обстоятельствам, в которые их поставили авторы ленты.
В большинстве рецензий и статей о "Левиафане" муссируются только эти "горячие" темы - российская тотальная коррупция, связь с "режимом Путина", "спайка" церкви и государства, повально пьющая Россия.
Но "Левиафан" ни о том, ни о другом, ни о третьем. Многие посмотревшие картину из числа живущих в России, отмечали, что уже переживали нечто подобное тому, что пережили герои, пусть и в более мелких масштабах. Это притча, сотканная из настолько правдивых историй, что каждая отдельно взятая из 141 минуты фильма - на 100 процентов реальна.
Происходящее на экране вообще не стоит соотносить с тем, что происходит в стране, с какими-то очередными волнами коррупции и чиновничьего произвола, со сращиванием "бандитской" власти с "политруками" от современного духовенства. Все это существовало, существует и будет существовать в любое время, в любой стране, при любой власти. Тяжело и пусто в этом фильме не потому, что его действие происходит в Мурманской области или вообще в России. А потому что герои его мостят дорогу в ад благими намерениями, потому что жестоко неисповедимы пути Господни, потому что сложно жить и просто умереть, потому что только в теории легко знать, что такое добро и зло, и сложно их распознавать в реальности, и наконец, потому что так и не понятно, грех ли это - не ведать или не желать знать, как и какими неправедными средствами сотворено Добро.
"Левиафан" - это по-иному представленная шкала добра и зла, любви и смерти, красоты и внутренней пустоты. Это вообще кино о Любви (к кому или чему угодно), вернее о ее отсутствии. Эту любовь все главные герои утратили, и каждый из них выбирает свой путь, чтобы ее вернуть.
Кто-то готов простить предательство любимого, но готов убивать за предательство своих идеалов справедливости; кто-то привык использовать свою власть как безотказное оружие для достижения своих целей и в Боге видит еще одну ветвь власти, которой надо служить и угождать любыми средствами; кто-то, потеряв надежду, ловит случайную любовь, как последний глоток счастья, и сам ставит точку, уходя из жизни...
А в водке в фильме топят свою безысходность, как и в мимолетной любовной страсти, как и в гневе. Водку там пьют лишь для того, чтобы выжить. Водка - та единственная жидкость, которая способна на время вытеснить из человеческих тел чувство безысходности, прежде чем выйти из глаз слезами.
Видеть и принять этот фильм стоит, хотя бы как прививку от того самого чувства безысходности, которого главные герои фильма не переживут, а посмотревшим фильм зрителям сделать это будет легче.