Известный российский писатель Виктор Ерофеев дал интервью газете Spiegel, в котором рассказал, что он думает о президенте Путине и ошибочном взгляде Запада на Россию. (Перевод материала - на сайте Inopressa.ru).
По его мнению, Россия заслуживает того президента, который у нее есть. "У русских нет опыта выборов, - сказал он. - Пять лет назад они вообще не знали Путина, тем не менее через год они посадили его в президентское кресло. Если бы пришел другой Путин, он бы тоже получил подавляющее большинство. Я прошу Запад так сильно не волноваться из-за нашей страны. Даже если иногда все происходящее там напоминает цирк".
Говорить о том, что Россия "повернула вспять" - было бы слишком примитивно, считает писатель. "Я вижу, скорее, новый возврат к вечным российским ценностям", - заявил он. "Моя новая книга не случайно носит название "Хороший Сталин". Русские люди любят в Сталине хорошее и готовы забыть все исходившее от него зло. Сталин у меня - это метафорическая фигура отца, и Путин все больше примеряет на себя эту роль. Нет, русский народ не хочет новых репрессий. Только хорошего и строгого отца. И сильную власть", - сказал Ерофеев.
"Хороший Сталин" - один из тех, кто точно знает, в чем нуждаются его подданные. Он открывает двери архивов и снова закрывает их, если считает это правильным. Он превращает народ в стадо, которое можно гнать в любом направлении.
Как отмечает корреспондент газеты, в понятие архетипа хорошего отца входит и то, что он знает все, но никогда не несет ответственности за неудачи. Путина каждый вечер показывают по телевидению, и его министры отчитываются перед ним, как школьники. Его личность вызывает у народа широкое одобрение, но только 15% верят, что его политика правильная. "Да, это шизофрения, - говорит писатель. - Но это нормальное состояние русского общества. Здесь это никого не удивляет. Фигура не сопоставляется с ее действиями. Наше сознание застыло на почти что средневековом уровне".
На вопрос корреспондента, являются ли русские отсталым обществом, Ерофеев ответил: "Ельцин считал, что после развала Советского Союза мы провалились в пятиметровую яму. В действительности ее глубина 50 м. Нужно очень много сделать, чтобы из нее выбраться. Лишь из-под палки, как при Сталине, это уже больше не получается. Нельзя делать компьютеры с людьми, которые в Гулаге только и научились, что валить деревья". Писатель считает, что страх - это цемент русского общества, но цемент прошлого. Так, всегда существовал страх, что огромная страна при слабой власти распадется. Путин, скорее всего, ориентируется на царя Александра III, который после бурной фазы реформаторства своего предшественника предпочел возврат к большей управляемости и большему контролю.
"Мы отстаем на целую вечность. И мы наконец должны начать говорить об этом открыто. Это касается и Запада, который, в отличие от нас, это понимает, но молчит", - говорит Ерофеев. "Самой большой нашей социальной проблемой является непродуктивность, - заявил он. - А самая большая ментальная проблема заключается в том, что русские никогда не ищут причины неудач в самих себе. Мы живем на стыке двух цивилизаций, азиатской и европейской. И мы не можем выбрать между просвещенной культурой европейского покроя и русской крестьянской культурой, которая преобладала при социализме. Это была культура фатализма и беспощадности. И то, что почти через 80 лет она достигла своих границ, обрушило систему".
Сейчас, по мнению Ерофеева, Путин хочет соединить обе культуры, но это невозможно. Корреспондент газеты отмечает, что на Западе многие удивляются тому, насколько быстро улетучились в России революционные настроения 10-летней давности. Однако Ерофеев считает, что у либеральных идей в России никогда не было много приверженцев. То, что испытывали люди в начале 90-х, было их естественным стремлением к свободе. "Это не было вспышкой русского либерализма. Люди хотели освободиться от безумия коммунизма, которое по субботам посылало народ на овощные базы перебирать картошку", - сказал Ерофеев.
По его мнению, для того, чтобы всколыхнуть общество в России, нужно говорить с людьми об их повседневных проблемах - о безграничной коррупции, например, в здравоохранении, где надо платить за каждый укол, в милиции, которая находится с бандитами под одной крышей и пр. Однако, как отмечает корреспондент газеты, даже противники Путина с трудом рискуют говорить об этом.
"Наши демократы, многих из которых я считаю своими друзьями, слишком надменны. Народ их не интересует, они его презирают. И народ чувствует это", - считает Ерофеев. В отношении Запада к России также присутствует "культурное непонимание". "Запад полагал, что Россия пробыла под коммунистами только 80 лет, а так русские - такие же, как и другие европейцы. Когда в начале девяностых пали стены, все считали себя братьями. Лишь позже Запад заметил, что его образ русского человека не имеет ничего общего с действительностью, что у русских другие представления о работе, о счастье и свободе", - говорит писатель.