Суд Петербурга рассмотрит дело искусствоведа Елены Баснер, обвиняемой в мошенничестве при продаже картины художника Бориса Григорьева "В ресторане", сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу Главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу.
При этом, как сообщала "Фонтанка" на прошлой неделе, следствие также получило данные, "которые еще нужно понять": о том, что происходило с подлинником в запасниках Русского музея. Но, по словам представителя СК, "этот сюжет к Баснер уже не имеет отношения". Кроме того, адвокат Баснер Лариса Малькова заявила, что ее подзащитная полностью отрицает вину в мошенничестве.
Следствие считает, что искусствовед и эксперт с мировым именем Елена Баснер в 2009 году вместе с неким аферистом, который был в розыске, решила продать подделку полотна художника-авангардиста начала XX века Бориса Григорьева "В ресторане" коллекционеру Андрею Васильеву.
- У следствия возникли вопросы и к Русскому музею
"Получив от соучастника указанное поддельное произведение, Баснер, достоверно зная о том, что оригинал картины хранится в ФГУК "Государственный Русский музей", ввела добросовестного покупателя в заблуждение относительно подлинности картины, получив от него 250 тыс. долларов. Указанными денежными средствами соучастники распорядились по своему усмотрению", - говорится в сообщении СКР.
Напомним, работающая в данный момент консультантом по живописи хельсинкского аукционного дома "Буковски" Баснер была задержана 31 января, когда на два дня приехала в Петербург из Хельсинки. В ее отношении было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Женщину продержали до 5 февраля в СИЗО, после чего Октябрьский районный суд Петербурга принял решение заключить Елену Баснер под домашний арест, 15 апреля продлил срок ареста до 15 сентября, затем срок ареста продлили до 15 декабря.
Теперь дело направлено для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи для рассмотрения в суд.
Напомним, когда Баснер задержали, руководство Русского музея, с которым она долгие годы сотрудничала, поспешило откреститься от нее, отказавшись выступить в защиту искусствоведа. В музее даже заявили, что у Елены Баснер никогда не было статуса эксперта, хотя источники NEWSru.ru в семье Елены Баснер были крайне удивлены этим заявлением, отметив, что у нее был статус международного эксперта с правом подписи.
Между тем коллеги Баснер из Русского музея не согласились с позицией своего руководства, активно участвовали в сборе подписей за ее освобождение из СИЗО и сейчас продолжают бороться за ее освобождение.
Адвокат Елены Баснер Лариса Малькова ранее заявляла, что, по ее мнению, дело было инициировано только после вмешательства главы СК Александра Бастрыкина.
Она отметила, что располагает письменным документом за подписью заместителя председателя Следственного комитета, в котором тот требует инициировать это уголовное дело. Само письмо появилось после встречи коллекционера Васильева с главой СК.
По мнению защиты, обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, предъявленное Баснер, основано лишь на предположениях. "Следствие не имеет никаких конкретных доказательств. Все обвинение построено на предположении", - сказала адвокат.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский выражал категорический протест против ареста искусствоведа Елены Баснер. "Я считаю, что это оскорбление всей интеллигенции. Такие меры, когда женщину гуманитарной профессии сажают в тюрьму, - это плевок всей интеллигенции России", - заявил Пиотровский.
Театральный критик Елена Вольгуст, которая давно знакома с Баснер, утверждает, что свою "генетическую репутацию" эксперт никогда бы не поставила под сомнение.
Аукционный дом "Буковски" (Bukowskis), в котором Баснер работает консультантом, выразил негодование по поводу ее ареста и уверенность в том, что она стала жертвой заговора. Там заверили, что судебное преследование Елены Баснер не повлияло на ее репутацию в "Буковски": "Мы знаем, что она один из лучших экспертов в мире в данной области. И мы видим логику в том, что ей предъявлены ложные обвинения, Нашего доверия она не утратила".
У следствия возникли вопросы и к Русскому музею
Как сообщала на прошлой неделе "Фонтанка", следствие также выяснило, что за три месяца до продажи подделки коллекционеру Васильеву настоящую картину фотокопировали. Зачем, допрошенные сотрудники запасников не помнят.
Экспертиза подлинника из Русского музея показала, что кроме реставрации в 1984 году, когда картина поступила в музей, позднее полотно еще раз подвергалось активному реставрационному вмешательству. Более того, нашли следы, незаметно изменяющие авторский замысел.
При обнаружении признаков агрессивной реставрации, как правило, существуют две главные версии, отмечает издание. Первая - хорошая: реставратор просто "запорол" работу и вынужден был вносить изменения. Но в данном случае эксперты Третьяковской галереи исключительных событий, произошедших на полотне во время реставрации, не видят. Вторая: это делается для того, чтобы увести подозрения, мол, есть и третья работа, с которой могли сделать копию. Кстати, в одном из интервью петербургским журналистам заместитель директора Русского музея Евгения Петрова предполагала наличие третьей картины Григорьева, отмечает "Фонтанка".
Помимо этого, в сентябре текущего года в Русском музее следователи провели обыск серверов и обнаружили там неучтенные фотокопии этой работы. Допрошенные два специалиста не отрицали факта, но не смогли вспомнить, зачем они это делали.
В СК изданию пояснили, что, по всей видимости, с подлинником картины что-то происходило. "В результате следствие получило данные, которые еще надо понять, но этот сюжет к Баснер уже не имеет отношения", - добавил источник издания.
Евгения Петрова заявила изданию, что не видит ничего странного в фотокопировании картины, но после вопроса о регистрации всех манипуляций с произведением искусства прекратила разговор и потребовала письменного запроса.
Адвокат Баснер Лариса Малькова заявила изданию, что после всех полученных данных "применять термин "подлинник" к экземпляру "В ресторане", хранящемуся в запасниках, на данный момент некорректно".