Умерла всемирно известная российская балерина, народная артистка СССР Наталья Бессмертнова, сообщил представитель пресс-службы Большого театра. "Она скончалась на 67-м году жизни в московской больнице после тяжелой продолжительной болезни", - передает его слова РИА "Новости".
Гражданская панихида состоится в Атриуме Большого театра 22 февраля в 11:00 по московскому времени. После этого состоятся похороны балерины. В ближайшее время о смерти Бессмертновой поставят в известность ее мужа Юрия Григоровича, который в настоящее время находится в Сеуле.
Наталья Бессмертнова родилась в 1941 году. В 1961-1995 годах она была ведущей артисткой Большого театра. Одна из лучших ее партий - Жизель водноименном балете. Бессмертнова много выступала также в балетах своего мужа Юрия Григоровича, создавшего для нее роли в балетах "Иван Грозный", "Ангара", "Ромео и Джульетта", "Золотой век".
Бессмертнова вошла в историю отечественного искусства как блестящая танцовщица. Ее творчество повлияло на исполнительское мастерство артистов всего мира. Бессмертнова - лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Анны Павловой Парижской академии танца, лауреат международных конкурсов.
В семье Бессмертновых не было деятелей искусства. Но Наталья с детства интересовалась балетом, поэтому в 1952 году ее отправили в Московское хореографическое училище, которое она блестяще окончила в 1961 году. Сразу после этого Бессмертнова была принята в труппу Большого театра, где проработала до 1995 года, сообщает сайт ЛЮДИ.
С первых шагов в Большом театре у Бессмертновой проявилось дарование лирического характера. Ее дебютом стал седьмой вальс и мазурка в "Шопениане" Фокина, она выступила также в главной роли современного балета Баланчивадзе "Страницы жизни", где ее партнером был начавший одновременно с ней сценическую карьеру Лавровский.
Бессмертнова обладала редкими данными танцовщицы романтического плана. Наряду с "Шопенианой" одной из ее коронных ролей стала Жизель в одноименном балете. На гастролях в Англии и в других странах ее исполнение имело необыкновенный успех. Балерина быстро получила мировую известность и признание критиков как в СССР, так и за рубежом.
В дальнейшем Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных Григоровичем. Среди ее партий - Лейли в балете "Лейли и Меджнун" Баласаняна в постановке Голейзовского (1964), Мария в "Бахчисарайском фонтане" Асафьева в постановке Захарова (балерина была введена в этот спектакль в 1967 году), Девушка в "Видении розы" Фокина на музыку Вебера (1967) и другие.
Исключительная музыкальность балерины проявилась не в простом следовании за музыкой, а в ощущении музыки как внутреннего наполнения танца. Особенно все это проявилось в балетах, поставленных Григоровичем. Ее Маша в "Щелкунчике" (1968) - юная мечтательница. Хрупкая, но мужественная Фригия в "Спартаке" (1968) из страдающего существа превращается в носительницу Мировой скорби. Изящная и гибкая Ширин в "Легенде о любви" (1965) горюет и никнет к концу этого трагического произведения.
Одетта-Одиллия в "Лебедином озере", Раймонда в одноименном балете (1984), Анастасия в "Иване Грозном" (1975) восхищали публику по всему миру. Роли Валентины в "Ангаре" (1976) и Риты в "Золотом веке" (1982) позволили Бессмертновой создать образы современных девушек.
Столь же своеобразна Бессмертнова была и в партиях Джульетты в "Ромео и Джульетте" (она танцевала обе редакции - и Лавровского, и Григоровича), Китри в "Дон Кихоте", Авроры в "Спящей красавице". Следует отметить, что Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в "Ромео и Джульетте" Прокофьева и Анастасии в Иване Грозном на музыку Прокофьева, поставленных Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978).
Уйдя в 1995 году из Большого театра, Бессмертнова начала работать в качестве балетмейстера-репетитора во всех спектаклях, которые Григорович ставил в разных городах России и в зарубежных странах. Бессмертнова снималась в телебалете "Ромео и Джульетта" (1968), участвовала в экранизации балетов "Жизель" (1975), "Шопениана" (1977), в кинофильмах-балетах "Спартак" (1976), "Грозный век" (по балету "Иван Грозный", 1977). Творчеству Бессмертновой посвящен телевизионный фильм "Жизнь в танце" (1978).