Заключительный, третий том Энциклопедии русского авангарда, впервые систематизировавшей историю и теорию стиля с 1907 по 1932 год, представили в Третьяковской галерее, где находится одно из самых известных авангардистских произведений в мире - "Черный квадрат" Казимира Малевича, сообщает ТАСС.
"Первые два тома посвящены биографиям всех, кто был связан с авангардом. Третий том представляет историко-культурный срез того времени. При этом тома тесно взаимосвязаны - между ними существует система ссылок и это очень удобная вещь для работы с изданием", - рассказал на презентации один из составителей энциклопедии, Андрей Сарабьянов.
В частности, в третий том вошли статьи об учебных заведениях, городах с коллекциями авангарда и специфических понятиях, имевших определяющее значение для нового искусства. Например, отдельная статья посвящена деревянной ложке, ставшей для авангардистов символом и отличительным знаком. Прослеживать связи персоналий, понятий и мест помогает выстроенная между книгами система перекрестных ссылок и цветовой навигации.
В процессе работы над третьим томом его составители Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов установили, что в 1919 году коллектив ИЗО Наркомпроса приступил к работе над Энциклопедией изобразительных искусств, для которой его руководитель Василий Кандинский написал две статьи: "О точке" и "О линии". Масштабный замысел так и не был реализован, и современная энциклопедия продолжает эту работу, переосмыслив искусство авангарда в современном контексте.
"Мы старались отобразить все возможные вопросы, которые возникали в процессе нашей работы. Например, мы выяснили, что на основе учебных заведений, где самых простых людей учили искусству, планировали сделать музеи современного искусства. И в революционное время для этого между разными городами было распределено около тысячи произведений, которые остались в региональных музеях, - отчасти они публикуются в энциклопедии", - рассказал Сарабьянов.
Также, по его словам, в третий том Энциклопедии русского авангарда вошла уточненная информация по выставкам и статистика продаж авангардных произведений на арт-рынке.
Достижением энциклопедии стало устранение пробелов в истории, сверка фактов и дат по документам и архивам, а также исправление неточностей, возникших в науке об авангарде в результате перепечатки источников, содержавших ошибки. Чтобы наиболее полно осветить все значимые темы, третий том выходит в двух книгах.
"За последние несколько лет проделана огромная работа по изучению и популяризации русского авангарда. Так совпало, что в прошлом году Энциклопедия русского авангарда вышла почти одновременно с открытием в Третьяковской галерее масштабной выставки Натальи Гончаровой. Символично, что в этом году третий том издания выйдет в свет практически сразу после открытия нами выставки, посвященной Георгию Костаки - ключевой фигуре в сохранении и популяризации русского авангарда. Публикация завершающего тома фундаментальной энциклопедии - один из важнейших шагов по восстановлению нашей истории и широкому признанию значимости русского авангарда", - приводятся в пресс-релизе издательства слова директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой.
Три тома энциклопедии охватывают все жанры искусства - живопись, графику, фотографию, скульптуру, архитектуру и театр. Уникальность энциклопедии, отмечают ее создатели, заключается в масштабе проведенной научной работы - ее авторы-составители занимались проектом более 12 лет. В трех томах содержится более 4 тыс. иллюстраций, а изобразительный ряд комментируют более 1,2 тыс. энциклопедических статей, над которыми работали 233 специалиста. Среди них - сотрудники музеев и архивов, а также владельцы частных коллекций и галерей.
Третий том Энциклопедии русского авангарда будет представлен на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction, которая пройдет в ЦДХ с 26 по 30 ноября. Параллельно издание появится в книжных магазинах Москвы, а в Санкт-Петербурге третий том энциклопедии ожидается в первой половине декабря.