Сейчас у нас там (в театре) уже новый театральный конфликт между частью труппы, которая поддерживает Юрия Петровича и не согласна с тем, что Золотухин из репертуара снимает его спектакли
Moscow-Live.ru
Сейчас у нас там (в театре) уже новый театральный конфликт между частью труппы, которая поддерживает Юрия Петровича и не согласна с тем, что Золотухин из репертуара снимает его спектакли
 
 
 
Сейчас у нас там (в театре) уже новый театральный конфликт между частью труппы, которая поддерживает Юрия Петровича и не согласна с тем, что Золотухин из репертуара снимает его спектакли
Moscow-Live.ru

Руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков заявил, что в Театре на Таганке, из которого в июле после серьезных разногласий с труппой ушел основавший этот театр режиссер Юрий Любимов, назрел новый конфликт. Теперь - части труппы с новым худруком Валерием Золотухиным, сообщает РИА "Новости". Между тем, труппа опровергает эту информацию.

Любимов совмещал должности директора и художественного руководителя театра. После его отставки по просьбе коллектива директором театра с возможностью частично выполнять функции худрука был назначен актер Валерий Золотухин, пришедший на Таганку в 1964 году, одновременно с Любимовым. Контракт с ним был заключен 16 октября сроком на год, до 15 октября 2012 года.

"Сейчас у нас там (в театре) уже новый театральный конфликт между частью труппы, которая поддерживает Юрия Петровича и не согласна с тем, что Золотухин из репертуара снимает его спектакли", - сообщил Капков на дискуссии, состоявшейся в рамках проекта "Платформа" в центре современного искусства "Винзавод" в понедельник вечером.

По его мнению, конфликты в театральном сообществе неизбежны, поскольку оно живое.

"Вопрос, чью сторону будет занимать департамент, всегда будет решаться индивидуально", - сказал Капков. При этом он не уточнил, на чьей стороне находятся сейчас симпатии чиновников.

Со своей стороны, заместитель руководителя департамента культуры Евгения Шерменева, которая курирует столичные театры и концертные площадки, сказала агентству, что смена руководства каждые три месяца по требованию трудового коллектива ни к чему хорошему не приведет.

"Мы хотим посмотреть, что будет, потому что если мы будем каждые три месяца в зависимости от требования трудового коллектива менять решения, ничего хорошего не выйдет. Взял на себя Валерий Золотухин ответственность за коллектив - будем спрашивать с него. Поэтому пока все проблемы, которые там возникают, - это проблемы не департамента, а того человека, который взял на себя ответственность", - сказала она.

Вместе с тем, считает Шерменева, существует гораздо более важная проблема взаимоотношений внутри театрального коллектива, когда он начинает диктовать условия своему руководителю, а не заниматься творческой деятельностью под его началом.

"При этом коллектив у нас не несет ответственности за те решения, которые приняты под его давлением. Они говорят - поменяйте нам директора, поменяйте нам главного режиссера, нам не нравится ситуация с Любимовым, нам не нравится теперь ситуация с Золотухиным. Никакую юридическую ответственность коллектив не несет, от этого и происходят все беды", - считает собеседница агентства.

По ее мнению, спорные вопросы может урегулировать только лидер театрального коллектива, это может быть и худрук театра, и директор, и завлит или же они все вместе. Причем, отметила она, эффективное сосуществование трех одинаковых по значению для театра, но занимающихся разными делами фигур не является утопией.

"Есть прекрасный пример частного театра - Студия театрального искусства, где есть лидер Сергей Женовач, который окружил себя очень серьезными творческими помощниками и советчиками, которые вместе ведут этот театр в том направлении, которое им нужно", - сказала Шерменева.

Капков считает, что функции худрука и директора в театре необходимо разделять, причем в отдельных случаях с худруком можно заключать бессрочный контракт. По мнению главы департамента, вопросы по обновлению и переустройству закостенелой системы легче решать с директором, в то время как художественный руководитель своим авторитетом мог бы привлекать к работе современных режиссеров, чтобы "разговаривать с поколением на одном языке".

"Средний возраст художественного руководителя в Москве - 64,5 года, это все заслуженные, очень уважаемые мной люди, но очень мало среди них тех, кто пускает на свои площадки новых режиссеров, готов ставить на эксперимент. Изменить эту ситуацию сложно", - сказал Капков.

Он отметил, что столичный департамент культуры сейчас финансирует "Школу театрального лидера", которая создается на базе Центра имени Мейерхольда для того, чтобы в будущем предупредить возникновение конфликтов в театрах. Также планируется выделить систему грантов через программу "Открытая сцена" не только для театров, но и для режиссеров.

"То есть любой человек может прийти, выиграть грант на спектакль и, взяв эти деньги, пойти на открытую площадку, которой может быть "Платформа", или Театр Гоголя, или даже федеральный театр. Набрать артистов под этот спектакль либо прийти в театр, где есть репертуарная труппа, и поставить этот спектакль с ними. Мне кажется, это немного оживит московскую театральную школу", - сказал Капков.

Труппа опровергает: конфликтов нет, спектакль сняли по техническим причинам

Между тем, представители труппы театра на Таганке опровергли наличие новых конфликтов в театре. "Сейчас у нас в театре идет очень напряженная работа, и даже совсем нет времени на какие-то конфликты и интриги", - цитирует "Интерфакс" ведущего актера театра Влада Маленко.

Другие артисты театра также утверждают, что о конфликте они слышат впервые. "Ни о чем подобном я в театре не слышал. Мы все работаем много и слаженно", - заявил агентству народный артист РФ Феликс Антипов.

По словам Маленко, художественный руководитель и директор театра Валерий Золотухин действительно изъял из репертуара один из любимовских спектаклей - "Сказка".

"Валерий Сергеевич действительно снял этот спектакль, но это было связано с чисто техническими моментами - в спектакле используются батуты, а они далеко небезопасны для здоровья актеров", - рассказывает Маленко.

Артист также рассказал, что Любимов сам в свое время был недоволен этими батутами и просил актеров как можно меньше на них становиться по ходу действия спектакля. "Юрий Петрович тогда считал, что эти батуты привлекут зрителя, а оказалось, что они были сделаны с нарушением техники безопасности", - рассказал Маленко.

Пресс-служба театра представила журналистам открытое письмо коллектива, в котором также говорится, что с репертуара по техническим причинам сняты два спектакля Юрия Любимова, но раскола в труппе нет, передает ИТАР-ТАСС.

Здесь отметили, что с афиш, действительно, исчезнут две постановки Юрия Любимова - "Сказка" и "Замок". "Они сняты с репертуара на основании несоответствия используемых в них механических конструкций требованиям техники безопасности, - пояснили в пресс-службе. - Это было выполнено по согласованию с Департаментом культуры Москвы и в соответствии с решением художественного совета театра". В труппе отмечают, что "несоответствие спектаклей требованиям техники безопасности неоднократно ставило под угрозу здоровье и жизнь артистов".

Таким образом, "изъятие из репертуара театра двух спектаклей вызвано производственной необходимостью и ничем иным". В театре отмечают, что "сохранение основного репертуара мы считаем одной из главных задач и делом само собой разумеющимся, так как именно эти спектакли и составили славу Театра на Таганке, именно эти постановки любимы нашим зрителем".

Артисты и сотрудники "Таганки" удивлены сообщениями в СМИ о том, что в коллективе якобы существует некая группировка, не согласная с работой нового художественного руководителя Валерия Золотухина. "На самом деле у нас просто нет времени для интриг, в театре полным ходом идут репетиции: буквально через три дня состоится премьера спектакля "Венецианские близнецы" в постановке итальянского режиссера Паоло Эмилио Ланди, параллельно с ним репетируется спектакль по пьесе МакДонаха "Калека с Инишмана", - отмечается в письме.

"Режиссеры, с которыми пришлось нам работать, весьма требовательны, и не оставляют артистам времени на закулисные разговоры, - добавили в пресс-службе. - Все сотрудники театра сплочены работой, и все их действия направлены только на то, чтобы первый после отставки Юрия Петровича Любимова спектакль оказался действительно успешным и понравился нашим зрителям".

Что же касается других планов труппы, то в феврале на Малой сцене состоится премьера "Двенадцатой ночи" Шекспира, а 8 марта Кшиштоф Занусси представит новый спектакль "Король умирает" Ионеско с Золотухиным в главной роли. "Таким образом, намеченные в сентябре планы худрука театра находят полную поддержку коллектива и воплощаются в жизнь", - говорится в письме коллектива.