Российский кинематограф отмечает важный юбилей √ 75 лет назад состоялась премьера фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" об одном из самых драматичных эпизодов первой русской революции.
Триумфальное шествие "Броненосца Потемкина" началось с кинотеатра "Художественный" на Арбате, который тогда назывался "Государственный Электротеатр". Первых зрителей, пришедших туда ровно 75 лет назад, поразила не только сама картина, но и то, как была обставлена премьера. Весь служебный персонал, от билетера до киномеханика, был одет в морскую форму, а фасад кинотеатра превратился в большую модель военного корабля.
Этой премьеры могло не быть, если бы не активная позиция ведущих деятелей советского авангарда. Маяковский стучал кулаком по столу в кабинете тогдашнего главы кинокомитета, требуя выхода картины в широкий прокат. Восторженный прием картины на заседании, посвященном 20-летию первой русской революции, показал, что "Броненосец Потемкин" ≈ нечто большее, чем просто наглядное пособие к лекциям по истории партии. За первые 3 недели проката только в Москве картину посмотрели 300 тыс. человек.
Еще больший успех ожидал "Броненосца" в Германии. Когда там в одном из городов запретили показ фильма, люди вышли с протестами на улицу. Немецкая прокатная фирма через суд добилась разрешения картины. Правда, пришлось вырезать около 4 минут самых жестких эпизодов. Купюрам подвергся оригинал, проданный в Германию. До сих пор по всему миру разыскивают недостающие фрагменты "Броненосца".
От некоторых эпизодов Эйзенштейн отказался еще во время монтажа √ режиссер беспощадно отказывался от всего, что могло нарушить пропорции и ритм картины.
В интервью корреспонденту НТВ директор Музея кино Наум Клейман сообщил, что Эйзенштейн, например, выбросил эпизод, где убивали студента на одесской лестнице, и дети, прятавшиеся за силомером, выносили этого студента из-под пуль. "Эпизод тормозил ритм всей одесской лестницы. Он как бы создавал такое сентиментальное поле в ситуации очень острой трагедии. Поэтому он безжалостно выкинул, к неудовольствию всех ассистентов, которые плакали", √ сказал Клейман.
Кинорежиссер Геннадий Полока, поставивший несколько лет назад картину "Возвращение броненосца" считает, что "мировой кинематограф до сих пор не знает такого масштабного ощущения событий, которые существуют в фильме "Броненосец Потемкин". В интервью НТВ он заявил: "Достаточно сказать, что около 100 фильмов используют принцип Потемкинской лестницы".
Потемкинская лестница до сих пор считается одним из самых сильных по эмоциональному воздействию эпизодов в мировом кино. Здесь все смонтировано таким образом, чтобы зрители, вовлеченные в гущу событий, смогли почувствовать себя не свидетелями, а жертвами жестокого расстрела. Сцены расправы над мирными жителями Одессы показывали, что может натворить бездумная военная машина.
До сих пор критики единодушно называют "Броненосец Потемкин" лучшим фильмом всех времен и народов.