В Государственной Третьяковской галерее во вторник , 21 января, на Крымском валу открывается выставка "Дело в шляпе"
Архив NEWSru.ru
В Государственной Третьяковской галерее во вторник , 21 января, на Крымском валу открывается выставка "Дело в шляпе" На выставке экспонируются около 70 произведений живописи из собрания Третьяковки, а также старинные и уникальные головные уборы из Государственного Исторического музея и частных коллекций Москвы
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Государственной Третьяковской галерее во вторник , 21 января, на Крымском валу открывается выставка "Дело в шляпе"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
На выставке экспонируются около 70 произведений живописи из собрания Третьяковки, а также старинные и уникальные головные уборы из Государственного Исторического музея и частных коллекций Москвы
Архив NEWSru.ru
 
 
 
История использования шляпы в России насчитывает триста лет. Столь пристальное внимание к шляпе определяется тем, что в иерархии модных аксессуаров она занимает главенствующее положение
www.edaweb.org

В Государственной Третьяковской галерее во вторник , 21 января, на Крымском валу открывается выставка "Дело в шляпе". По сведениям пресс-службы ГТГ, на выставке экспонируются около 70 произведений живописи из собрания Третьяковки, а также старинные и уникальные головные уборы из Государственного Исторического музея и частных коллекций Москвы.

История использования шляпы в России насчитывает триста лет. Столь пристальное внимание к шляпе определяется тем, что в иерархии модных аксессуаров она занимает главенствующее положение.

Головной убор наделяли магическими свойствами

С древнейших времен головной убор наделяли магическими свойствами. Его интерпретировали как символ власти, успеха, знатности, богатства. Недаром еще греки украшали голову воина, победителя соревнований, поэта или доносчика венком из строго регламентированных материалов - от листьев дуба или лавра до овечьей шерсти.

На латинском языке слово "corona" означает и венок, и венец, и гирлянда. Магическое значение венца для царей известно давно: символом самодержавной власти была в России шапка Владимира Мономаха, которую Петр Первый заменил императорской короной.

К короне близок брачный венец, появившийся на Руси в XVШ веке. Более всего знаменита изготовленная из легендарного алмазного пояса Екатерины Великой корона, в которой венчалась невеста будущего императора Александра Второй, а затем и последняя русская императрица.

Эта реликвия в 1930-е годы попала к супруге посла США в Москве, а впоследствии была продана с аукциона Sotheby's и хранится теперь в Нью-Йорке, напоминает РИА 'Новости'.

Шляпа как культурный и художественный феномен

Слово "шляпа" фигурирует в огромном количестве крылатых выражений. Само словосочетание "дело в шляпе" восходит к XVI веку. Во время суда на Руси в шапку клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кому принадлежал первый вынутый шарик. Со временем это выражение стало синонимом успешного завершения дела.

Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, отражающий смену стилей и эпох в моде, но как своеобразный культурный и художественный феномен.

Веками шляпа играла важную роль в обозначении статуса человека в обществе. Выбор шляпы, степень ее экстравагантности говорили об оригинальности вкуса владельца, о принадлежности к светскому обществу или художественной богеме, а для художника - о смелости и индивидуальности модели.

В изобразительном искусстве шляпа также играет разнообразные роли. В портрете она всегда использовалась как важный элемент создания образа человека. В натюрмортах и пейзажах этот головной убор превращался в самостоятельный объект. В жанровой картине шляпа становилась важной деталью повествования. Шляпа вдохновляла художника и осознавалась им как увлекательная живописная задача.

В экспозиции будут представлены работы известных русских художников XIX-XX веков: Карла Брюллова, Василия Тропинина, Ивана Крамского, Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Льва Бакста, Александра Головина, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Александра Шевченко, Петра Кончаловского, Петра Вильямса, Юрия Злотникова.

Зритель увидит уникальные шляпы-фантазии Сергея Параджанова

В рамках выставки предполагается соединить прошлое и настоящее, представить в экспозиции шляпу как объект искусства и высокой моды. Ряд живописных произведений будет дополнен старинными шляпами из собрания Исторического музея и коллекции Елены Супрун, шляпами-фантазиями Сергея Параджанова из коллекции Аллы Демидовой и произведениями современных дизайнеров - Виолетты Литвиновой, Елены Клестовой, Ирины Гафиной, Екатерина Вязминой, передает 'МК-Новости'.

В наши дни, после долгого небрежения, характерен всплеск интереса к шляпе, отметили в ГТГ. Как и 100 лет назад сейчас она вновь становится атрибутом, определяющим характер человека, ее носящего, и склонность к творческому самовыражению. Более того, шляпа превращается в культовый предмет, существующий на грани художественной фантазии и обыденной жизни.

Культурные мероприятия к выставке

Эту новую реальность сделает зримой задуманная к выставке культурная программа. Она откроется 25 января дефиле, где свои работы покажут студенты факультета моды и дизайна Московского государственного университета сервиса. Мастер-класс "Рождение шляпы" даст модельер Ирина Дейнега.

9 февраля программу "Шляпных дел мастера" представят детские творческие коллективы: детская творческая мастерская ГТГ, студия "Третьяковская галерея", школа искусств "Старт" при участии Политехнического музея и Театра моды "Стиль". А завершится праздник шляпников презентацией проекта "Маленького мирового театра", который поставил оперу известного британского композитора Майкла Наймана "Человек, который принял свою жену за шляпу".