После долгого перерыва одна из самых загадочных картин Николая Ге "Суд Синедриона. "Повинен в смерти!" возвращается в экспозицию Государственной Третьяковской галереи
НТВ
После долгого перерыва одна из самых загадочных картин Николая Ге "Суд Синедриона. "Повинен в смерти!" возвращается в экспозицию Государственной Третьяковской галереи
 
 
 
После долгого перерыва одна из самых загадочных картин Николая Ге "Суд Синедриона. "Повинен в смерти!" возвращается в экспозицию Государственной Третьяковской галереи
НТВ

После долгого перерыва одна из самых загадочных картин Николая Ге "Суд Синедриона. "Повинен в смерти!" возвращается в экспозицию Государственной Третьяковской галереи. В понедельник состоится презентация этого огромного полотна, длительное время находившегося в аварийном состоянии, но, благодаря уникальной технологии реставрации, возрожденного к жизни, сообщает ИТАР-ТАСС.

"Суд Синедриона" принадлежит к так называемому "страстному циклу", написанному Николаем Ге в поздний период творчества. Эта серия включает также такие произведения, как "Что есть истина?", "Совесть. Иуда", "Голгофа", "Распятие".

Судьба картины полна превратностей, сказавшихся на ее состоянии. По цензурным соображениям "Суд Синедриона", написанный к ХХ Передвижной художественной выставке 1892 года, был сразу же запрещен к экспонированию президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем.

Лишь немногие смогли увидеть полотно в конференц-зале Академии в канун вернисажа. После наложения запрета автор увез свое творение домой - на хутор Ивановский в Черниговской губернии, где продолжил работу над полотном. Как следует из писем художника Льву Толстому, он неоднократно переписал фигуру и лицо Христа.

Уже после смерти Николая Ге его сын послал две последние картины отца - "Суд Синедриона" и "Распятие" - Льву Толстому в Ясную Поляну. Для перевозки холсты были сняты с подрамников и свернуты в рулон, который был обернут газетами. Дочь писателя Сухотина-Толстая, занимавшаяся живописью, вновь натянула холсты на подрамники и постаралась удалить фрагменты газет, влипшие в красочный слой, но это удалось лишь частично. Во многих местах газетный шрифт навсегда "вписался" в картины.

В 1897 году Ге-младший передал "Суд Синедриона" в дар Третьяковской галерее. Картина очень недолго провисела в экспозиции, а затем была убрана в фонды музея. В ХХ веке полотно выставлялось совсем мало, но уже не из-за цензурных соображений, а по причине плохой сохранности.

Холст обветшал и деформировался, краски помутнели, что сильно исказило авторский колорит. Последний раз "Суд Синедриона" показался на публике в 1981 году.

Нынешняя презентация картины продлится до 18 января, после чего "Суд Синедриона" вновь скроется от глаз посетителей, потому что в галерее начнется реконструкция зала Николая Ге. В 2011 году будет отмечаться 180-летие со дня рождения художника. К этой дате Третьяковка планирует организовать масштабную ретроспективу работ знаменитого русского живописца.