Кадр из фильма "Родина зовет" (Мосфильм, 1936)
YouTube.com / oldsfilms40
Кадр из фильма "Родина зовет" (Мосфильм, 1936)
 
 
 
Кадр из фильма "Родина зовет" (Мосфильм, 1936)
YouTube.com / oldsfilms40

В 75-ю годовщину начала Великой Отечественной войны журналист "Открытой России" Роман Попков на примере сталинского "оборонного кинематографа" попытался показать, к каким трагическим последствиям приводит милитаристская пропаганда. Статья Попкова опубликована в среду на сайте общественно-политического движения экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.

Автор статьи предлагает помнить не только о подвиге народа в войне и о понесенных жертвах, но и о "преступном поведении руководства СССР и лично Иосифа Сталина" накануне войны, "об игнорировании донесений разведки о готовящемся вторжении", о "бессмысленных чистках" комсостава, ослабивших армию. Он призывает не забывать о формировании в советском обществе на протяжении второй половины 1930-х годов "легкомысленных шапкозакидательских настроений" - "при помощи партийной трескотни, фанфаронства в СМИ, создания в кинематографе сказочного мира, враждебного реальности", что привело к неправильному пониманию сложившейся перед войной обстановки.

Характерная особенность милитаристской пропаганды - готовить в мирное время общество совсем не к тому, что это общество ждет, когда начнется война, пишет журналист, отмечая, что случай со сталинской милитаристской пропагандой конца 1930-х - особенный. Несмотря на то что были признаки надвигавшейся большой, тяжелой войны, людям объясняли, что враг будет разбит малой кровью, на чужой территории и в самые короткие сроки. "Ужасно, что в Кремле, похоже, тоже в это верили", - отмечает Попков. Он подчеркивает, что одна из целей его статьи - "напомнить, что милитаристская пропаганда всегда врет и практически всегда эта ложь приводит к трагическим последствиям".

Советские фильмы, вышедшие на экран до советско-германского раздела Польши, описывали грядущую большую войну именно как войну с немцами, пишет автор, приводя в качестве примера картину 1936 года "Родина зовет" Александра Мачерета. В этом фильме название страны, с которой воюет СССР, прямо не называется, но на вражеских самолетах нарисованы свастики.

В снятом в 1938 году фильме режиссера Петра Малахова "Глубокий рейд" тоже нет названия страны противника, но вражеская авиация называется "Имперские воздушные силы", что в сочетании с готическим шрифтом и огромными дирижаблями-бомбардировщиками указывает - речь идет скорее о Германии, отмечает Попков.

В 1939 году СССР и Германия заключают так называемый пакт Молотова - Риббентропа - договор о ненападении, подписанный главами ведомств по иностранным делам Иоахимом фон Риббентропом и Вячеславом Молотовым. Почти на два года тема вражды с Третьим рейхом становится ненужной, однако к тому времени уже сняты главные кинокартины в жанре "боевой фантастики" - "Эскадрилья N5" и "Танкисты", в которых рассказывается о стремительном разгроме Германии, пишет автор материала.

Попков называет "Эскадрилью N5", снятую режиссером Абрамом Роомом по сценарию Иосифа Прута в 1939 году, "настоящей жемчужиной сталинского "оборонного кино". Действие в ленте происходит в условиях предполагаемой войны. Советская разведка перехватывает приказ высшего командования фашистской Германии о переходе советской границы. На бомбежку немецких аэродромов вылетают советские самолеты, в том числе эскадрилья N5. Фашистам удается подбить два самолета, но летчики успешно катапультируются и проводят блестящую операцию в тылу врага.

Как отмечает журналист, немецкие офицеры в картине "карикатурны до предела и больше похожи не на киношных фашистов более позднего советского кино, а на белогвардейцев в том нелепом виде, в каком их изображали в Советской России после гражданской войны".

Еще один пример пропагандистской картины, в которой рассматривается сценарий возможной войны, - фильм "Танкисты" 1939 года, снятый Зиновием Драпкиным и Робертом Майманом. В ней по приказу "верховного правителя" немецкий генерал Бюллер планирует операцию, во время которой немцы должны перейти границу, захватить крупный участок советской территории и уничтожить город Красноармейск.

Однако советские танки нарушают планы врага, в итоге заставив немцев капитулировать. В кадре в основном танки Т-26, Т-28 и БТ - летом 1941-го сотни таких машин будут гореть в отчаянных и безнадежных приграничных сражениях, с горечью пишет Попков.

"Если в "Эскадрилье" для героев-летчиков война с Германией - быстрая и легкая прогулка, то в "Танкистах" у героев задача чуть сложнее и напоминает квест. Но путь успешно найден, виртуозные танкисты обходят фашистов с флангов, искусно пройдя через реки и болота, громят врага", - так описывает сюжет Попков.

Автор статьи приводит диалог между советским офицером и немецким генералом, который изумляется, как же военным удалось преодолеть все препятствия. Отвечая на вопрос Бюллера: "Разве танки летают?" - танкист говорит: "Если нужно, советские танки летают". "Теперь по телевизору опять любят рассказывать про летающие танки", - сетует журналист.