Die Welt: как и все в России, решать судьбу трофейных ценностей будет лично Путин
Архив NEWSru.ru
Die Welt: как и все в России, решать судьбу трофейных ценностей будет лично Путин
 
 
 
Die Welt: как и все в России, решать судьбу трофейных ценностей будет лично Путин
Архив NEWSru.ru

Вопрос о возвращении вывезенных в Советский Союз в годы Второй мировой войны трофейных ценностей всегда стоял очень остро. Так, сегодня картины из коллекции короля передает Нидерландам Украина. Армения и Грузия тоже возвращали культурные ценности в Европу, в частности в Германию. По-другому обстоят дела в самой крупной из прежних советских республик - Российской Федерации.

Проблема реституции, по словам посла Германии в Москве Ганса-Фридриха фон Плетца, является, "наверное, единственным открытым вопросом для урегулирования последствий войны, который России и Германии еще предстоит решить". Однако сегодня никто не может сказать, когда в Германию снова будет возвращено 4,6 млн книг, 174 тыс. архивных единиц и более 1 млн произведений искусства. Об этом пишет во вторник Die Welt (перевод на сайте Inopressa.ru).

Позиции сторон по этому вопросу стали настолько жесткими, что не возвращаются даже те культурные ценности, которые не являются российскими трофейными ценностями. Это касается и так называемой Балдинской коллекции из Бремена, и архива министра иностранных дел Германии Вальтера Ратенау. Когда в 2003 году бывший министр культуры Михаил Швыдкой захотел передать Балдинскую коллекцию немецкой стороне, Госдума этому воспрепятствовала.

Россия, которая с завидной регулярностью говорит, что является жертвой двойных стандартов, с большим удовольствием пользуется этим приемом, когда речь идет о ее собственных интересах, пишет Die Welt. Так, президент Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер в связи с войной против Ирака договорились о главенстве международного права. Однако в вопросах о трофейных ценностях договоренность уже не действует. Вопреки международному праву Москва выдвигает претензии, расценивая культурные ценности как компенсацию.

Дума в этом вопросе не партнер, с которым можно вести переговоры: президент Владимир Путин на последних выборах обеспечил себе монополию власти в России. Таким образом, в конечном счете решать судьбу трофейных ценностей будет именно он. 2004 год, объявленный Годом немецкой культуры в России, предоставляет канцлеру Шредеру хороший повод осведомиться о положении дел в этой сфере, когда 2 апреля он встретится с главой Кремля.