Сурков вернул контроль над госфинансированием кино Минкульту
Russia Today
Сурков вернул контроль над госфинансированием кино Минкульту
 
 
 
Сурков вернул контроль над госфинансированием кино Минкульту
Russia Today

Зампред правительства РФ Владислав Сурков, курирующий вопросы культуры и кинематографа, заявил журналистам, что Фонд кино никто "убирать" не собирается, но "речь идет о том, чтобы добиться от фонда, чтобы он стал экономическим агентом, как и предполагалось при его создании, и выделял деньги только на экономических основаниях", сообщает РИА "Новости".

"Фонд выдает деньги на экономических основаниях - это главное его отличие от Министерства культуры. Показатель должен быть в той или иной степени экономическим. Если в качестве показателя берется эстетика или призы на фестивалях, то финансирование таких лент должно идти через Минкультуры", - подчеркнул Сурков после рабочего совещания с кинематографистами.

В марте 2012 года сами кинематографисты на попечительском совете Фонда кино приняли решение о необходимости доведения доли лидеров отечественного кинопроизводства в кассовых сборах российского проката до 13%. Позже, в сентябре, на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии было дано поручение проанализировать итоги 2012 года и в случае, если указанный целевой показатель не будет достигнут, разработать комплекс мер по оптимизации государственной поддержки кино.

По прогнозу исследовательской компании Romir Movie Research, доля фильмов компаний-лидеров в общем объеме кассовых сборов за 2012 год не превысит 7,5%, а общая доля отечественных картин приблизится к отметке в 13,8%. При этом снижение доли компаний-лидеров произошло на фоне значительного увеличения объема бюджетных средств, выделяемых Фонду кино. Именно поэтому механизм работы Фонда кино и было решено пересмотреть.

"Я не сторонник резких реформ в любой чувствительной сфере. Около половины средств я бы оставил в фонде на невозвратной основе, но при этом увеличил бы влияние Минкультуры. Не нужно сейчас эти деньги изымать из фонда. Я все-таки надеюсь, что определенная эффективность его как экономического агента возрастет", - подчеркнул Сурков.

На данный момент в бюджете деньги на поддержку и развитие отечественной кинематографии закладываются без разделения их на часть, которую выделяет Фонд кино, и часть, распределением которой занимается Минкультуры. Конкретные суммы определяются соглашением между двумя структурами.

По выработанному в ходе рабочего совещания механизму примерно половина выделенных фонду средств останется в режиме дотаций, что необходимо, в частности, для того, чтобы компании-мейджоры могли закончить начатые в прошлом году проекты. Вторая половина средств будет разбита на несколько категорий: часть будет выделяться кинематографистам как трехгодичный займ, часть пойдет на дотирование ставки банковского кредита, часть - премиями за успешный прокат фильмов, что, кстати, уже практиковалось в первый год работы Фонда кино.

При этом, как пояснил Сурков, дотационная часть фонда будет контролироваться Министерством культуры. Кинематографисты также смогут взять деньги на производство своих картин одновременно и в фонде, и в Минкультуры. Не нарушая, естественно, установленное законодательством правило о том, что государственные деньги не могут составлять более 70% производственного бюджета картины.

Конкретные механизмы сотрудничества Минкультуры и Фонда кино в новых условиях будут прорабатываться специальной рабочей группой и будут представлены к 3 декабря.

Фонд кино: изменения принципов финансирования нужны для повышения конкуренции

Изменение принципов, по которым Фонд кино будет финансировать производство и прокат отечественных картин, необходимо для повышения конкуренции на рынке, заявил агентству исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков, комментируя итоги рабочего совещания, прошедшего в четверг с участием Суркова.

По выработанному в ходе совещания принципу примерно половина выделенных фонду средств будет выдаваться производителям в форме дотаций. Вторая половина средств будет разбита на несколько категорий: часть будет выделяться кинематографистам как трехгодичный займ, часть пойдет на дотирование ставки банковского кредита, часть - премиями за успешный прокат фильмов. При этом выделять госденьги на безвозвратной основе будет и Министерство культуры.

"Фонд начинался с того, что был кризис, и компании могли оказаться вообще за бортом. Ни о какой экономике, когда фонд создавался, особо речи не шло. Там была минимальная возвратность, потому что компании надо было спасти. И вот эти крупные компании спасли. Одновременно с этим перенесли компетенцию вниз, чтобы все не решали чиновники, и сделали достаточно прозрачную систему. Другое дело, что по мере того, как все развивалось, те меры, о которых сейчас говорится, назрели, адекватны и необходимы для разработки, так как все те меры, которые были приняты, не дали ничего для усиления конкуренции. А без конкуренции никакого внятного продукта экономического нет", - считает Толстиков.

Он также отметил, что такие рыночные механизмы, как, например, показатели бокс-офиса при оценке российских фильмов, на данный момент не работают.

"Через 10 дней должна быть выработана системная позиция по поводу экономических механизмов, потому что сейчас она ни в системном, ни в комплексном виде не представлена. Есть поручение сделать эту модель. Удастся, не удастся - я не знаю. Достаточно трудно сейчас прогнозировать, найдется ли какой-то сбалансированный механизм - это непростая задача, но мы надеемся, что найдется. И вот когда этот механизм будет сделан, можно будет уже понимать, какой эффект от этого механизма может быть", - заключил Толстиков.