Газета "Версия" выяснила, как стать новыми Донцовой и Лукьяненко
Архив NEWSru.ru
Газета "Версия" выяснила, как стать новыми Донцовой и Лукьяненко
 
 
 
Газета "Версия" выяснила, как стать новыми Донцовой и Лукьяненко
Архив NEWSru.ru

Газета "Версия" выяснила, как можно добиться успеха тем, кто думает, что пишет не хуже Донцовой или Лукьяненко. Газета отвечает на вопросы, есть ли смысл посылать свою рукопись в издательство, не потеряется ли она там, что сделать, чтобы ваш труд не пропал, как не быть обманутым издателями.

Каждый день в крупные издательства присылают до 50 рукописей. Как рассказал директор редакции фантастики издательства "Эксмо" Леонид Владиленович Шкурович, авторы редко предваряют свои произведения кратким описанием, поэтому рукопись может попасть не к тому человеку, например, роман написан в жанре детектива с элементами фантастики, а попал в отдел, где читают фантастику. К сожалению, редактор может в таком случае пропустить что-то важное. Хотя для того, чтобы понять, что текст вообще не подходит, достаточно прочесть 10 первых страниц, считает работник издательства.

С чего начать и как действовать

Для того чтобы книга заинтересовала редактора, в первую очередь нужно написать её так, чтобы было интересно. Так, чтобы от текста невозможно было оторваться. Если произведение заинтересовало сотрудника издательства, рукопись отдаётся рецензенту. Он её читает и даёт свою оценку: "нет смысла рассматривать", "надо многое поменять", "хорошо".

В двух последних случаях текст уже читает редактор. Затем принимается решение, издавать ли книгу и как, в какой серии, выделять ли под это специальную серию или издавать в уже существующей. Преимущество имеет автор, у которого не одна, не две, а рукописей четыре-пять уже есть. Или хотя бы есть задумки нескольких книг, о которых он может рассказать в издательстве.

Следующий шаг - выбор PR-кампании. Решение принимает издательский совет, состоящий, как правило, из пиарщиков, рекламщиков, маркетологов и художника. Они прикидывают, какая аудитория будет читать книгу, какой у неё потенциал. В зависимости от этого и принимаются те или иные шаги в поддержку книги на рынке.

Развенчание издательских мифов

Газета развенчивает миф о том, что издатели чуть ли не издеваются над своими авторами. Да, издатели могут попросить сделать небольшие изменения, но вряд ли попросят поменять пол одного из героев или отравить персонаж, а не убить его выстрелом из пистолета, пишет "Версия".

В то же время если у автора неблагозвучная фамилия, ему её могут предложить поменять. Ещё одно расхожее заблуждение, что у творческих людей есть жёсткие сроки по сдаче своих произведений. Если они их нарушают, им грозит штраф. В контракте такое действительно прописано, но для того, чтобы он действительно был наложен, нужно задержать рукопись не на неделю или две, а больше чем на месяц.

Ещё один миф, что известные писатели сами уже давно не пишут, за них работают "литературные негры". Большинство авторов пишут свои творения самостоятельно. "Литературные негры", как правило, берутся в проект, который придуман издательством. Создаётся псевдоним, и под ним печатаются несколько авторов. Бывает и другая ситуация: опубликованный роман имеет большой резонанс, а его автор писать больше не планирует. Народ же требует продолжения историй о полюбившихся героях. Тогда и принимается решение, что писать будут другие люди.

Гонорары

О гонорарах в издательствах рассказывать не любят. Газете "Версия" удалось разузнать, что за первую книгу, которую издательство решит опубликовать, больших денег не заплатят. Максимум, что можно получить, - 400 долларов, но и это случай редкий.

Платят издатели обычно процент от тиража или, что бывает реже, фиксированную сумму, которая всё равно рассчитывается по тому же принципу. Отпускная цена книги в мягкой обложке рублей 15. Обычно авторский гонорар составляет 8-10% цены. В итоге получается, что за первое произведение можно получить в лучшем случае 200 долларов.

Издатель может предложить и другую схему оплаты: с автором заключают договор на несколько лет, выплачивают фиксированную, оговорённую заранее сумму, но ставят условие, что издать книгу в течение всего этого времени он может любым тиражом.

Подписывать договор на гонорар от потиражной публикации лучше с крупными, известными издательствами, которым нет смысла обманывать. Очень трудно определить, была ли допечатка тиража или нет, а в малоизвестном издательстве могут в этом и не признаться.

Ещё один подводный камень - это когда небольшие издательства предлагают заплатить деньги от реализации тиража. В таком случае гонорара вы можете просто не увидеть. Объяснения при этом будут самые разнообразные: от "ваша книга плохо раскупается" до "нам магазин ещё не заплатил". Лучше сразу договариваться, что оплата будет по выходу книги.

Гонорар как стимул сейчас не работает. При тех гонорарах, которые сейчас существуют, публиковаться в основном хотят только люди, которые действительно не могут не писать. Достаточно большое количество "псевдописателей", которые надеются исключительно подзаработать, быстро понимают, что таким способом обогатиться они не смогут, и отсеиваются сами собой.

Существенные деньги чаще всего писатель получает не с первой книжки и даже не с пятой. Забавно, что писательница Дарья Донцова считала, что ей самой нужно будет заплатить за первое издание. После выхода книги ей позвонили и сказали, что она может получить деньги. Донцова была страшно удивлена.

Как правильно сдавать рукопись

1. В начале рукописи указать краткое описание жанра, в котором написана рукопись (фантастика, фэнтези, детектив, детская литература, современная проза, исторический роман, профессиональная литература, любовный роман, биография, мемуары, философия, маркетинг, управление персоналом и др.).

2.Также отдельно коротко (не более одной страницы) сформировать описание книги (не обязательно все пункты);

а) Для художественной литературы: главные герои (три-четыре предложения); где происходит основное действие книги (место и время - какой век); основная идея книги; к каким из существующих книг ваша книга ближе всего по содержанию;

б) Для деловой и учебной литературы: название книги; описание целевой аудитории; синопсис (общий обзор либо развернутую аннотацию); оглавление; отрывок из книги.