В Петербурге представят премьеру восьмичасового спектакля о миротворцах, смертниках и диктаторах
ВКонтакте
В Петербурге представят премьеру восьмичасового спектакля о миротворцах, смертниках и диктаторах
 
 
 
В Петербурге представят премьеру восьмичасового спектакля о миротворцах, смертниках и диктаторах
ВКонтакте

Одна из главных премьер грядущего театрального сезона - восьмичасовой спектакль Shoot/Get Treasure/Repeat ("Стреляй, Хватай сокровище, Беги"), герои которого - солдаты-миротворцы, террористы-смертники и кровавые диктаторы, передает телеканал "Дождь".

Постановку молодых режиссеров Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского по циклу мини-пьес современного британского драматурга Марка Равенхилла представит в Петербурге театр Post в субботу и воскресенье, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу театра.

Марк Равенхилл написал цикл по заказу фестиваля "Эдинбургский фриндж" в 2007 году. Летом 2008 года режиссер Александр Вартанов в рамках программы "Эдинбургский фриндж в Москве" устроил первую российскую читку цикла, в которой принимал участие один из режиссеров готовящейся в Питере премьеры - Дмитрий Волкострелов. Тогда же родилась идея постановки в "Центре имени Мейерхольда", но проект не осуществился. Семен Александровский тоже не впервые сталкивается с этими текстами - читку мини-пьес Равенхилла он режиссировал на фестивале в Канске.

Марк Равенхилл, чьи пьесы всегда отличались социальной остротой, тонким чутьем на общественные противоречия и нравственные болезни времени, написал 16 небольших зарисовок, объединенных темой исследования ключевых ценностей современного западного общества - демократии, свободы слова, прав человека, гуманизма, безопасности. В его пьесах эти понятия подвергаются беспощадной проверке на прочность, а прекраснодушное желание нести благие идеи по всему миру, оборачивающееся кровью и насилием, сродни невежеству и недальновидной самоуверенности. Само название цикла драматург позаимствовал у фирмы, производящей компьютерные игры - этот слоган показался ему вполне исчерпывающей характеристикой западной неоколониальной политики и обывательского представления о реальности.

"Равенхилл одним из первых попытался зафиксировать в эпической форме рефлексию современного человека на начало нового века, наступившего 11 сентября 2001 года, - сказал агентству режиссер Дмитрий Волкострелов. - Ключевой задачей драматурга было запечатлеть первую реакцию человечества на спровоцированные столкновением цивилизаций тектонические сдвиги в общественной жизни, и, конечно, на возникновение определяющего сегодняшнюю действительность нового медийного сознания".

Все 16 отрывков так или иначе связаны между собой - не только тематически, но и сквозными сюжетами, общими героями. Если прочитать все 16 текстов подряд, то станет очевидно, что война в том или ином виде - в ее непосредственных проявлениях в виде насилия или в отголосках, проникающих в тихую богатую жизнь, - пронизывает весь мир цикла. Отдельные зарисовки, иногда почти бытовые, иногда подобные античным монологам хора, образовывают настоящий эпос. Взгляд драматурга, отталкиваясь от фиксации происходящего "здесь и сейчас", исследует тему вечной драматической несхожести Востока и Запада. Такой подход драматурга к исследуемой теме продиктовал особенности формы постановки, которой режиссеры дали подзаголовок "Музей 16-ти пьес".

"Shoot/Get Treasure/Repeat - это эпос о становлении современной реальности. Со дня взрывов нью-йоркских башен-близнецов прошло 11 лет. Приступая к работе над проектом, мы поняли, что отрефлексированность зафиксированного драматургом "определенного состояния мира" в культуре и медиа делает невозможным идентификацию с героями цикла и, соответственно, подталкивает нас к необходимости отчуждения текстов, сюжетов и ситуаций", - рассказывает Волкострелов.

Таким способом "отчуждения" стало превращение текстов Равенхилла в музейные экспонаты.

"Для нас было важно понять и показать, что герои цикла - не люди, но идеи. А персонажи Shoot/Get Treasure/Repeat становятся участниками изощренной постмодернистской игры и лишь исполняют роль носителей и глашатаев этих идей", - объясняет Волкострелов.

Такое видение драматургии подсказало режиссерам соответствующий способ работы с пространством - спектакль будут играть в помещении театрального центра "Легкие люди", задействуя сразу несколько площадок и предоставляя зрителю определенную свободу.

"Согласно условию Равенхилла, весь цикл должен представляться целиком. Мы задействуем одновременно две площадки театрального центра "Легкие люди": пьесы играются синхронно от начала к концу и от конца к началу. То есть каждые полчаса начинается представление сразу двух пьес - и зритель уже сам волен выбрать свой индивидуальный сюжетный маршрут в спектакле", - рассказал агентству режиссер Семен Александровский.

Режиссеры работали над циклом совместно, обеспечивая некое общее художественное видение восьмичасового спектакля как единого организма.

"Коллективное сочинение" - таков был подзаголовок одного из спектаклей Анатолия Васильева. Вот и мы старались работать над текстами Равенхилла сообща - иначе, наверное, и невозможно при реализации столь масштабного и сложносочиненного проекта", - говорит Александровский.

Тексты англичанина Равенхилла имеют дело с реальностью современного Запада, соответственно, российским режиссерам приходилось учитывать особенности российской ситуации.

"Shoot/Get Treasure/Repeat повествует о столкновении цивилизаций - Запада и Востока, - говорит Волкострелов. - Находящаяся между ними Россия в последние годы существует во все более сужающемся вакууме - и, конечно, размышлять о кризисе либеральных ценностей в нашей не успевшей даже приблизиться к демократии стране и впрямь довольно странно".

При этом, по мнению Волкострелова, Равенхилл пишет об опыте, общем для всего сегодняшнего человечества.

"Скажем, о той же новой медийной реальности, обстоятельства которой одинаковы что для Нью-Йорка, что для Москвы, что для Ирака: как ни крути, а это глобальные процессы, и участие в них не отменишь. Но мы с самого начала понимали, что в сегодняшних российских реалиях идентификация с героями Равенхилла невозможна. А значит, нужно было найти другую, отличную от традиционной театральной, форму взаимодействия с текстом".

Равенхилл узнаваем в своих текстах, и тем не менее каждая из 16 пьес имеет стилистические особенности, свою авторскую "оптику", которую режиссеры старались учитывать, ища каждый раз заново наиболее точные средства выразительности.

"Скажем, первая пьеса цикла - "Троянки" - с самого начала было очевидно, что этот апокалиптический хор, образованный первыми жертвами войны цивилизаций, может существовать только в формате аудио-инсталляции. Каким-то пьесам скорее подходил жанр видео-инсталляции, по каким-то Александр Вартанов снял настоящее кино, какие-то играются "в живом плане" - мы просто старались идти за Равенхиллом, за природой его текстов", - говорит Александровский.

В проекте принимают участие молодые актеры Петербурга, многие из которых уже известны работами в спектаклях разных театров города: Елизавета Боярская, Алена Старостина, Данила Козловский, Павел Чинарев и другие.