Международный конкурс им. Чайковского, который в этом году проходит с 14 июня по 2 июля наполовину в Москве, а наполовину - в Санкт-Петербурге, может сохранить такой формат, но решение всякий раз будет приниматься заново
tchaikovsky-competition.com
Международный конкурс им. Чайковского, который в этом году проходит с 14 июня по 2 июля наполовину в Москве, а наполовину - в Санкт-Петербурге, может сохранить такой формат, но решение всякий раз будет приниматься заново
 
 
 
Международный конкурс им. Чайковского, который в этом году проходит с 14 июня по 2 июля наполовину в Москве, а наполовину - в Санкт-Петербурге, может сохранить такой формат, но решение всякий раз будет приниматься заново
tchaikovsky-competition.com

Международный конкурс им. Чайковского, который в этом году проходит с 14 июня по 2 июля наполовину в Москве, а наполовину - в Санкт-Петербурге, может сохранить такой формат, но решение всякий раз будет приниматься заново, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на заявление директора Департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Алексея Шалашова.

В 2011 году разделение конкурса на два города председатель его оргкомитета, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев мотивировал ремонтными работами в Большом зале Московской консерватории, которые, как он полагал, не удастся окончить в срок. В итоге Большой зал обещают сдать за две недели до начала конкурса, но с ограниченным энергоснабжением и без кондиционера. Как бы то ни было, в Москве будут соревноваться пианисты и виолончелисты, а в Петербурге - скрипачи и вокалисты.

"Решение оргкомитета будет приниматься каждый раз заново", - сказал Шалашов, отвечая на вопросы о перспективах окончательного переезда части конкурса в Северную столицу.

Валерий Гергиев добавил, что "культурными столицами не становятся на один день - ими остаются навсегда", а гендиректор конкурса Ричард Родзинский добавил, что жизнь Чайковского была связана и с Петербургом, и с Москвой, так что подобное разделение оправданно, тем более что в городе на Неве удалось создать оптимальные условия для конкурсантов, поскольку там есть и Капелла, и Филармония, и концертный зал Мариинки.

В окончательный список участников конкурса вошло 122 музыканта из 29 стран.

Судить их будут звезды с мировыми именами: дирижер Владимир Ашкенази, пианисты Ефим Бронфман, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Михаил Воскресенский, скрипачи Леонидас Кавакос, Анне-Софи Муттер, Барри Шиффман, Сергей Стадлер, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Максим Венгеров, Николай Цнайдер, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Давид Герингас, Ральф Киршбаум, Антонио Менесес, Сергей Ролдугин, Марти Роуси, Наталия Гутман, композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, оперные певцы Владимир Атлантов, Тереса Берганса, Ферруччо Фурланетто, Елена Образцова, Рената Скотто, Ильдар Абдразаков, Ольга Бородина, Анна Нетребко. Почетным председателем жюри конкурса пианистов станет пианист Ван Клиберн, а конкурса вокалистов - тенор Пласидо Доминго.

"Многие из них до этого никогда не участвовали ни в каких жюри и даже мысли не допускали, что согласятся", - подчеркнул Родзинский, добавив, что привлечь всех этих людей удалось прежде всего благодаря влиянию Гергиева.

"Участие такого представительного жюри является знаком качества конкурса", - отметил его гендиректор, добавив, что особый акцент будет делаться на прозрачности и четкости судейства, поскольку прежде со стороны международной музыкальной общественности было много претензий по поводу необъективности жюри и подыгрывания российским исполнителям.

"В этом году будет введена новая система голосования, основанная на математических формулах", - рассказал Родзинский.

Он добавил, что среди прошедших первоначальный отбор участников наибольший процент россиян - около половины - оказался среди пианистов, "что свидетельствует о силе российской пианистической школы", в остальных дисциплинах Россию будет представлять около 30% участников.

"Я не боюсь сильного выступления российской молодежи, но уверен, что всем удастся полностью раскрыть свои возможности. Полагаю, что конкурсанты смогут в лучшем смысле слова обмануть ожидания педагогов", - отметил, со своей стороны, Гергиев.

По словам Родзинского, и выступления, и подготовка, и закулисная жизнь участников будут транслироваться на сайте конкурса, что обеспечит происходящему дополнительную прозрачность.

Общий призовой фонд конкурса составляет 300 тысяч евро. Предусмотрено пять премий для пианистов, скрипачей и виолончелистов, а также четыре премии для певцов и четыре премии для певиц. Среди обладателей первых премий по всем специальностям может быть объявлен один обладатель гран-при, который получит 20 тысяч евро дополнительно к сумме первой премии. Первая премия составит 20 тысяч евро, вторая - 15 тысяч евро, третья - 10 тысяч евро, четвертая - 5 тысяч, пятая - 3 тысячи.

Но самое главное, подчеркивает Гергиев, - предоставляемая победителям гарантия выступлений на сцене "Карнеги-холла" в Нью-Йорке, в лучших залах Парижа и Вены, Нидерландов и Италии, совместных гастролей с Лондонским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, ГАСО России имени Светланова, Симфоническим оркестром имени Верди.

Международный музыкальный конкурс имени Чайковского проводится с 1958 года раз в четыре года. Первый конкурс проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Со второго, в 1962 году, ввели виолончель, с третьего, в 1966 году, - вокал. Среди победителей конкурса имени Чайковского - пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, скрипачи Гидон Кремер и Сергей Стадлер, виолончелисты Давид Герингас и Денис Шаповалов, вокалисты Паата Бурчуладзе, Елена Образцова, Хибла Герзмава.