"Трудно быть богом" - последний фильм режиссера Алексея Юрьевича Германа - выходит в российский прокат
Кадр из фильма "Трудно быть богом"
"Трудно быть богом" - последний фильм режиссера Алексея Юрьевича Германа - выходит в российский прокат
 
 
 
"Трудно быть богом" - последний фильм режиссера Алексея Юрьевича Германа - выходит в российский прокат
Кадр из фильма "Трудно быть богом"

"Трудно быть богом" - последний фильм режиссера Алексея Юрьевича Германа, скончавшегося в феврале прошлого года, - выходит в российский прокат в четверг, 27 февраля.

Эта картина, ранее известна как "История арканарской резни", является экранизацией одноименной повести братьев Стругацких, рассказывающей о благородном доне Румате - землянине-историке из XXII века, отправленном в государство Арканар, уровень жизни в котором соответствует темному земному Средневековью. Роль дона Руматы в фильме Германа-старшего исполнил актер Леонид Ярмольник.

Идея картины возникла у режиссера еще в советское время, однако производственный процесс начался лишь в 1999 году. Работа над лентой постоянно приостанавливалась. В феврале 2013-го Герман-старший скончался, не успев завершить фильм. Техническую доработку картины и подготовку ее к прокату осуществляли сын режиссера - Алексей Герман-младший и вдова, постоянный соавтор режиссера Светлана Кармалита, напоминает РИА "Новости".

Премьера фильма "Трудно быть богом" состоялась в ноябре прошлого года на Международном кинофестивале в Риме. Там же Герман-старший был посмертно удостоен награды за вклад в киноискусство. В преддверии премьеры в Риме известный итальянский философ Умберто Эко написал эссе о картине.

Как пишет в РБК daily кинокритик Марина Латышева, это (для тех, кто не читал повесть Стругацких) - история о доне Румате Эсторском, историке с Земли, попавшем в рамках спецпрограммы на другую планету, в государство Арканар, "где никак не заканчивается средневековье, где серость азартно вырезает чуть торчащую на общем фоне индивидуальность". Единственное вмешательство, на которое благородный дон имеет право, - периодически спасать некоторых ученых и поэтов.

"Сюжета у Германа меньше. Но отсутствие четкой истории процесс просмотра не сильно усложняет, сложно другое. Барахтаться в аду - нелегкое занятие, а именно погружением в ад назвал свой опыт столкновения с этим фильмом Умберто Эко. Выползающий из кадра в зрительный зал и сверкающий многочисленными черно-белыми оттенками, мир Арканара состоит из грязи, дождя и тумана, бугров и неровностей, дерьма и соплей, тут харкают и сморкаются прямо в камеру, а мясо, рыбу и яйца туда же, в камеру, едят сырыми. Тут существует мощная культура пыток. А наиболее аккуратное и ровное место в этом мире - тюрьма. Картина мира тут важнее нарратива. Потому что повесть Стругацких - о рефлексии героя, попавшего в кошмар и обязанного не вмешиваться, не выходить за рамки своей компетенции. Фильм (несмотря на блестяще сыгравшего Леонида Ярмольника) - больше о том, куда именно он попал, авторское переживание по поводу места, в котором час Быка затянулся", - пишет Латышева, вызывая ассоциации с произведением фантаста Ивана Ефремова, написавшего "Час Быка" о людях будущего, попавших на планету, когда-то заселенную беглецами с Земли, превратившими свой новый дом в бесконечный тоталитарный кошмар.

"По мрачности красок и по самой сути своего взгляда на человека и его существование Герман пошел гораздо дальше. То, что "Трудно быть богом" в его исполнении - о Земле и ее будущем (оно же - прошлое), очевидно. Его фильм - о жалости, даже о любви к своему новому дому решившего остаться тут Руматы, но и о том, как он стал узником этого бесконечного "вчера". О невозможности бездействовать, но и о бессилии что-то изменить, - пишет Латышева. - А что до исторических просветлений, до внезапных коротких визитов разумного-доброго-вечного, то это всего лишь эпизоды. Просто "20 лет назад один ***** объявил эту вспышку здесь Возрождением".