Итальянцы возмущены фотографией Берлускони и Медведева на фоне "Тайной вечери" Леонардо
Reuters
Итальянцы возмущены фотографией Берлускони и Медведева на фоне "Тайной вечери" Леонардо
 
 
 
Итальянцы возмущены фотографией Берлускони и Медведева на фоне "Тайной вечери" Леонардо
Reuters

Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони вызвал возмущение общественности, снявшись с президентом РФ Дмитрием Медведевым на фоне "Тайной вечери" итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Дело в том, что съемка со вспышкой шедевра XV века строго запрещена из-за опасности разрушения красочного слоя.

Два лидера в течение нескольких минут позировали перед камерами фотографов, стоя перед знаменитой фреской, сообщает The Daily Telegraph. Политических деятелей не смутило даже то, что рядом с шедевром гениального художника размещены знаки, указывающие на запрет при съемке включать вспышку.

Медведев прибыл в Милан с кратким официальным визитом в минувшую пятницу, 23 июля. Берлускони показывал высокому гостю доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, в трапезной которого находится фреска Леонардо. Туристы, которые заранее бронировали посещение трапезной, вынуждены были пропустить вперед Берлускони и Медведева. Возможности рассмотреть шедевр итальянского гения люди ждут по три месяца.

В то же время смотритель произведений искусства Милана Альберто Артиоли не согласился с выдвинутыми Берлускони обвинениями, заявив, что фотосессия была очень короткой и о ней попросил российский президент. По словам Артиоли, он под свою ответственность дал разрешение трем фотографам снять Берлускони и Медведева, так как не видит в этом проблемы. Как отметил смотритель, фотография со вспышкой на самом деле может привести к разрушениям произведений искусства, однако фотографы снимали двух лидеров всего в течение нескольких секунд и с большого расстояния от фрески. Представителям оппозиции не понравилось, что Берлускони и Медведев позволили себе то, что категорически запрещено рядовым гражданам.

Профессор Ульберико Санта Мария, который работает в научном отделе Музеев Ватикана, со своей стороны, заявил, что ни за что не позволил бы никому фотографироваться со вспышкой перед "Тайной вечерей". По словам ученого, вспышку запрещено включать при съемке любых произведений искусства из-за интенсивного ущерба, который может быть нанесен красочному слою.

Фотография во вспышкой возможна только тогда, когда используются специальные фильтры, гасящие негативное воздействие. Как отметил профессор, если бы четыре миллиона посетителей музеев Ватикана, которые приходят любоваться шедеврами каждый год, сделали хотя бы по одной фотографии, картинам был бы нанесен непоправимый ущерб. К тому же, по замечанию эксперта, "Тайная вечеря" написана по сухой стене, а не по влажной штукатурке, что делает краски особенно чувствительными к вспышке.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Справка

Шедевр, на котором изображена сцена последнего ужина Христа со своими учениками перед его арестом, был написан Леонардо да Винчи в 1495-1498 годах в на задней стене в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие. Считается, что на фреске изображен момент, когда Христос произносит слова о том, что один из апостолов предаст его. Размеры изображения - примерно 450×870 см. Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте.

Как отмечает "Википедия", сделанная Леонардо роспись стала вехой в истории Ренессанса, так как правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

"Тайная вечеря" написана Леонардо на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении этого слова. Во время работы художник покрыл каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писал по этому слою темперой. Из-за такого метода уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться. В 1556 году роспись была настолько сильно разрушена, что фигуры апостолов почти невозможно было узнать.

В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом. В 1768 году над росписью с целью защиты повесили занавесь, чем еще более навредили шедевру. Занавесь перекрывала испарение влаги с поверхности фрески и царапала краску.

Первая реставрация шедевра была сделана в 1726 году Микеланджело Белотти, в 1770 году роспись реставрировал Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись. В 1796 году занявшие Милан французские войска основательно испортили живопись, бросая в роспись камни и царапая ее. В 1821 году была осуществлена попытка перенести роспись, но она провалилась из-за особенностей техники Леонардо. В начале XX века, а затем в 50-х годах была предприняты несколько попыток реставрации.

С 1978 по 1999 годы в Милане проводилась масштабная реставрация, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными предыдущими попытками реставрировать живопись. В мае 1999 года роспись была открыта для посетителей. Теперь туристы должны заранее бронировать билеты и могут провести перед фреской не более 15 минут.