Амстердамские искусствоведы в течение 40 лет пытаются сократить наследие Рембрандта
Rembrandt Research Project
Амстердамские искусствоведы в течение 40 лет пытаются сократить наследие Рембрандта
 
 
 
Амстердамские искусствоведы в течение 40 лет пытаются сократить наследие Рембрандта
Rembrandt Research Project

Амстердамский институт Rembrandt Research Projekt (RRP) уже почти 40 лет работает над сокращением наследия Рембрандта. Исследователей творчества Рембрандта уже давно объявили сумасшедшими, в первую очередь в Америке. Между тем RRP обследует музеи и аукционы по всему миру с одной целью - уличить их в том, что то или иное "произведение Рембрандта" вовсе не принадлежит кисти великого мастера. Об этом пишет Suddeutsche Zeitung.

Возмущение американцев объяснимо: музеи и коллекционеры по ту сторону Атлантики периодически бросались скупать все, что хотя бы отдаленно напоминало Рембрандта. В результате получилось, что лишь за период с 1909 по 1951 год в США попало 9482 "полотен Рембрандта".

В начале 1920-х Рембрандту еще приписывалось 750 картин, однако через десять лет их число сократилось до 630, в 1960-е годы уже говорилось о 562 полотнах, а незадолго до 400-летия художника, которое будет отмечаться в будущем году, эксперты сходятся во мнении, что во всем мире существует всего 280 подлинных произведений гения.

Институт Rembrandt Research Projekt был основан в 1968 году с целью привести в порядок наследие Рембрандта. В течение последних 38 лет взгляд на Рембрандта основательно изменился. Сегодня в мастере больше, чем раньше, видят учителя, делавшего художников из посредственных учеников, которые работали в его стиле. Формированию такой точки зрения способствовали, прежде всего, строгие естественнонаучные методы, в частности съемки в инфракрасных и рентгеновских лучах, исследование техники живописи и проведение дендрохронологической экспертизы, то есть установление возраста дерева.

Новые методы привели не только к сокращению наследия Рембрандта, но и к выявлению новых произведений мастера. Недавно в процессе подготовки выставки "Рембрандт, в поисках гения", которую в 2006 году можно будет посмотреть, в частности, в Берлинской картинной галерее, было обнаружено сразу четыре произведения художника.

Аукционный дом Sotheby's попросил RRP провести экспертизу одной картины школы Рембрандта. Ученые вызвались исследовать еще три портрета из американского собрания. Два года спустя эксперты вынесли свой вердикт: все полотна принадлежат не ученикам Рембрандта, а самому мастеру.

Чаще всего исследования не приносят радостных результатов. Например, нью-йоркский музей Metropolitan за последние десять лет был вынужден скорректировать данные по своей коллекции Рембрандта с 42 картин до 18. Британской королеве пришлось снести язвительные уколы прессы, когда амстердамские ученые пришли к выводу, что две картины из ее личной коллекции не принадлежат кисти Рембрандта. Окончательный приговор самому известному мнимому произведению Рембрандта, "Мужчине в золотом шлеме" из Берлинской картинной галереи также поступил из Амстердама.

Каждое отрицательное заключение сопровождается денежными потерями. Так, для аукциона 1988 года эксперты Sotheby's в Нью-Йорке оценили "Мужчину с бородой" из коллекции Тиссена в 12 млн долларов, а после вердикта амстердамского института, что это всего лишь школа Рембрандта, картина ушла с молотка всего за 800 тыс. долларов.

Подлинный Рембрандт узнается, например, по освещенности; по тому, что художник не делал наброска на холсте или деревянной доске и по игре светотени. Последняя точка в исследовании творчества Рембрандта еще не поставлена, говорят ученые (перевод на сайте Inopressa.ru).