Активисты Национально-освободительного движения (НОД) устроили одиночные пикеты у ДК "Железнодорожник" в Новосибирске перед началом спектакля Константина Райкина, сообщает "Город Бердск" со ссылкой на организаторов акции.
На плакатах, которые были в руках нодовцев, была изложена их позиция по поводу выступления худрука "Сатирикона" на съезде Союза театральных деятелей: "Свободу от государственного финансирования К. Райкину, трубадуру вседозволенности в искусстве". Активисты также указали, что "Сатирикон" в 2016 году получил от государства 235 млн рублей.
Таким образом участники националистического движения пытались "сообщить посетителям спектакля о предательской позиции известного артиста, которая заключается в защите волны кощунств и антигосударственных постановок в сфере культуры России" и добиться прекращения госфинансирования театра Райкина "за оскорбление огромной части граждан, выступающих против безнравственности в искусстве и за права верующих".
По мнению пикетчиков, "в текущей ситуации гибридной войны, объявленной России, общество должно быть максимально защищено от провокаций, раскалывающих общество, тем более за государственный счет".
Народный артист РФ Константин Райкин привез в Новосибирск моноспектакль "Самое любимое".
Тем временем ведущие художники, арт-критики и галеристы в комментарии The Art Newspaper Russia прокомментировали скандальное заявление Райкина, отметив, что деятели искусства в современной России чаще сталкиваются с самоцензурой, нежели прямой цензурой.
"Раньше творец был в привилегированном положении, а сейчас любой активный пенсионер или депутат может на выставку зайти и осуществить какую-то борьбу идей в буквальном смысле. Мы жили в своем выдуманном мире, но эти времена закончились с Авдея Тер-Оганьяна, который рубил иконы. Теперь всегда есть люди, которым это может не понравиться", - говорит художник Александр Шабуров.
"Когда люди, не понимающие язык культуры и искусства, культурные коды, необразованные в этой области, начинают судить о творчестве и о культуре, это неправильно, это плохо. Такие люди сносят все на своем пути без разбору ", - поддержал товарищей Василий Церетели, исполнительный директор московского музея современного искусства.
Художественный руководитель Большого драматического театра Андрей Могучий признался "Фонтанке", что формально в России нет цензуры, однако "в самом профессиональном сообществе появились группы или персоны, с радостью готовые обслужить начальственный интерес, которые "лучше знают, что нужно народу", и выступают от его, народа, имени".
"Атмосфера недоверия, раскола, неуверенности - это реалии сегодняшнего дня. Искусство - это не сфера социального обслуживания населения, не соцкультбыт, и нельзя оценивать искусство по критериям эффективности работы дома бытовых услуг, например. Искусство призвано отражать реальность в ее сегодняшней подлинности, исследовать ее свойственным ему и только ему инструментарием, генерировать смыслы, просвещать, а не обслуживать чей-либо интерес или выполнять "заказ", - говорит Могучий.