Иванов открыто торговался из зала, и теперь "Ротшильдовское" яйцо принадлежит частному Русскому национальному музею
www.topnews.ru
Иванов открыто торговался из зала, и теперь "Ротшильдовское" яйцо принадлежит частному Русскому национальному музею Это не только украшение, но и часы с боем
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Иванов открыто торговался из зала, и теперь "Ротшильдовское" яйцо принадлежит частному Русскому национальному музею
www.topnews.ru
 
 
 
Это не только украшение, но и часы с боем
RTV International
 
 
 
Помимо циферблата имеется механический сюрприз в виде петушка
RTV International

Стало известно имя россиянина, купившего накануне на аукционе Christie's в Лондоне яйцо Фаберже за рекордную сумму в 18,5 миллиона долларов. Это коллекционер и один из главных московских знатоков Фаберже Александр Иванов. Иванов открыто торговался из зала, и теперь "Ротшильдовское" яйцо принадлежит частному Русскому национальному музею. пишет "Коммерсант".

"Ротшильдовское" яйцо Фаберже было включено в аукцион произведений прикладного искусства Christie's под номером 55. Покрытое розовой эмалью и гравированным золотом яйцо довольно большого размера (высота с подставкой около 30 см) и внешне напоминает ампирные вазы на постаментах. Это не только украшение, но и часы с боем, где помимо циферблата имеется механический сюрприз в виде петушка, который каждый час в течение 15 секунд кукарекает и хлопает крыльями.

Торг начался с 7,2 млн долларов - боролись один покупатель по телефону и один в зале. Пожалуй, впервые в практике антикварных торгов в Лондоне русский покупатель торговался за такую серьезную сумму из зала, не скрываясь в специальной комнате. Молоток ударил на сумме 18,5 млн долларов - покупатель сорвал аплодисменты и поздравления коллег.

Коллекционер и знаток Фаберже Александр Иванов, директор первого из образованных в России частных музеев - Русского национального музея, собрал одну из лучших в РФ коллекций изделий фирмы Фаберже. "Об этом яйце мы знали давно. Ротшильды однажды давали его на выставку в Париже. Оно самое дорогое из тех, что делал Карл Фаберже. Даже императорские яйца дешевле: бюджет для императорских подарков был ограничен. Для герцогини Мальборо Фаберже тоже делал яйца с сюрпризами-петушками - но там они сделаны из перьев, а в случае с "Ротшильдовским" яйцом ювелир мог не стесняться со средствами. Поэтому оно все из золота, и механический петушок тоже золотой, украшенный эмалями", - отметил коллекционер.

Он пообещал привезти яйцо в Россию и хранить его там. "В нашей коллекции уже есть два яйца Фаберже - это яйцо из карельской березы 1917 года и неоконченное яйцо царевича Алексея. Мы ведем переговоры о приобретении еще одного пасхального яйца Фаберже, и может быть, скоро мы выставим их все вместе", - добавил Иванов.

Предыдущий рекорд "на яйцо" был 9,6 млн долларов, это было "Зимнее яйцо" Фаберже, проданное на Christie's в 2002 году. Его купил арабский шейх. Стоимость яиц Фаберже из коллекции Форбса-Вексельберга невозможно рассчитать точно - ведь Виктор Вексельберг купил их "оптом", да и сумма 100 млн долларов так и не получила официального подтверждения.

Музей Кремля: одно яйцо Фаберже, которое Иванов причисляет к своей коллекции, ему не принадлежит

Между тем стало известно, что фигура нового владельца Ротшильдовского яйца Фаберже вызывает неоднозначную оценку в Музеях Московского Кремля, передает РИА "Новости". "В Москве есть две большие коллекции Фаберже - одна в нашем музее, другая в Минералогическом музее им. Ферсмана".

"Из частных коллекций самое большое собрание, безусловно у Виктора Вексельберга и у бизнесмена, генерального директора Русского Национального Музея Александра Иванова. Значимость его собрания признают в музейном мире, но относятся к нему как к фигуре неоднозначной", - отметил заместитель директора Музеев Кремля Зельфира Трегулова.

Александр Иванов - директор и владелец первого в России частного музея, созданного в 1993 году. Основу коллекции составляют изделия российских ювелиров конца XIX - начала XX века, а также иконы, живописные полотна, автомобили, книги, декоративные изделия. Имевшиеся в собрании произведения Карла Фаберже до последнего времени оценивались в 300 миллионов долларов. "Своего здания у музея, насколько мне известно, нет, но вроде бы Иванов говорил, что они его строят", - добавила Трегулова.

Иванов утверждает, что является владельцем двух самых последних яиц Фаберже - Березового и яйца царевича Алексея, исполненного в виде небесной сферы. Однако, как сообщила Трегулова, "именно это яйцо хранится в Минералогическом музее имени Ферсмана, куда его отдал в 1925 году Агафон-Фаберже".

Со своей стороны, научный сотрудник Музеев Кремля Татьяна Мунтян, ведущий эксперт по Фаберже, отметила, что не видела коллекции Иванова целиком и ничего не знает о месте ее нахождения. "Дело в том, что в публикациях антикварных журналов, в которых рассказывается о вещах коллекции, в качестве адреса приводится Беверли Хиллз. Поэтому, к сожалению, ничего сказать не могу, так как видела лишь отдельные предметы на разных выставках", - заявила она.

Самого Иванова Мунтян называет "энтузиастом своего дела". "Он, например, издал двухтомник русских ювелирных клейм, который рекомендован Минкультом для специалистов", - отметила она. Что же касается драгоценных яиц, то, по словам эксперта, "одна из лучших коллекций камнерезных изделий Фаберже находится в минералогическом музее имени Ферсмана, и все вещи там с железобетонным провенансом", то есть происхождение их документально подтверждено. "Я знаю детали яйца цесаревича из музея Ферсмана и считаю, что это и есть оригинал незавершенного яйца 1917 года", - подчеркнула Мунтян.

С молотка ушла коллекция работ Константина Сомова

После сенсационной продажи "Ротшильдовского" яйца Фаберже последовала вторая часть торгов Christie's. Посвященная живописи, она началась с опозданием и продлилась до глубокого вечера. Особенно долго торговалась и дорого ценилась коллекция произведений Константина Сомова. Это - последняя часть тех произведений, что хранились в семье наследников модели Константина Сомова, юноши, которого художник называл Дафнисом. Другие произведения Сомова, которые делали рекорды на предыдущих торгах Christie's, тоже происходили из этой коллекции.

Многочисленная графика и холсты продавались без резерва, то есть, если желающих их приобрести не было, аукционист, глава отдела импрессионистов и модернистов Юсси Пулканен, который вел торги, понижал цену. Таким образом - "на понижение" - были проданы несколько пейзажей и рисунков. Но на большую часть работ цена не только не понизилась, но и изрядно взлетела.

Например, на акварели с изображением обнаженного Дафниса, раскинувшегося на подушках. Интересно выглядели эти акварели, увеличенные до гигантских размеров на электронном табло в зале торгов: с одной стороны, они демонстрировали рискованный баланс между эротикой и порнографией, с другой - мастерство Сомова-рисовальщика (работа далеко не каждого художника выдержит увеличение в тысячу раз и не потеряет в качестве).

Почти все рисунки подорожали в три, пять и даже десять раз и проданы за суммы от 30 тысяч долларов до 150 тысяс долларов. Полотно "Усталый путник", стартовав с 150 тысяч долларов, поднялось до 1 млн 275 тысяч долларов. Самым дорогим в "Сомовской коллекции" оказалось в итоге "Романтическое преследование" - полотно ушло за 2,1 млн долларов.