Марк Горенштейн заявил, что никогда и ни при каких обстоятельствах не вернется в ГАСО имени Светланова, с поста художественного руководителя которого он был уволен в среду приказом Минкультуры РФ, а на данном этапе рассматривает ряд предложений о работе, в том числе за границей, сообщает РИА "Новости".
"Ни при каких обстоятельствах не вернусь в оркестр. Я сделал для них больше, чем отец для детей. Буду дальше работать, у меня много предложений, в том числе и за границей", - сказал Горенштейн в четверг во время пресс-конференции.
Как он продолжил, ему необходимо время, чтобы "немного отряхнуться" от предательства его музыкантов, которые ранее написали письмо с требованием уволить его с поста руководителя.
- Горенштейн призвал уволить Авдеева
- Авдеев: Нового руководителя ГАСО назначат через два месяца
- Юрий Башмет: Ситуацию раздули, к себе этих музыкантов не возьму
Единственным своим недостатком в конфликте с музыкантами оркестра имени Светланова Горенштейн считает свой жесткий характер. Дирижер признал, что он "не белый и пушистый" ласковый дворник, а жесткий художник, который в отличие от гибкого руководителя, способен что-то построить. Напоследок Горенштейн припомнил бывшему коллективу излишнюю свободу, которой они пользовались - от превышающей стандарты зарплат до права распределять гранты между собой.
Кроме того, Горенштейн обвинил Минкульт в срыве юбилейного сезона оркестра, в непрофессиональном поведении и попытке полностью руководить оркестрами.
"Это абсолютно непрофессиональное поведение Минкультуры. Полное отсутствие способности прогнозировать последствия. И свидетельствует это о том, что компания против меня перерастает ГАСО и начинаются возгласы о том, что у дирижеров надо отнять право распределять гранты, самим участвовать в управлении", - сказал Горенштейн на пресс-конференции.
По его словам, с подачи Минкультуры были отменены юбилейные концерты в Одессе, приуроченные к 75-летию оркестра, и только благодаря межгосударственным соглашениям между Россией и Молдавией удалось отстоять концерты в Кишиневе.
Горенштейн отметил, что в первую очередь от подобных действий Минкультуры пострадают обычные слушатели.
"Люди, которые приходят к нам на концерты, не виноваты в том, что Министерство культуры затеяло то, что оно затеяло", - сказал он, добавив, что абонементы на концерты оркестра распродаются за неделю, чего "не происходит ни в одном оркестре".
"Мы всегда лидеры и всегда первые. У нас всегда от 95 до 98% посещаемости. Поэтому я посчитал, что неправильно, что люди, которые раскупили абонементы на 75-й юбилейный сезон и ждут этого концерта, его не получили. Я счел, что это неправильно, неумно и люди в этом не виноваты", - сказал Горенштейн.
"Мы же работаем не для Авдеева с его компанией. Мы работаем для людей. Это наша прямая работа", - заключил он.
Напомним, накануне вечером министр культуры РФ Александр Авдеев уволил Марка Горенштейна с должности художественного руководителя - главного дирижера ГАСО имени Светланова. В четверг министр пояснил, что ситуация в оркестре не оставила ему другого выхода. Кроме того, он заявил, что время людей и музыкантов, унижающих человеческое достоинство людей, прошло.
23 августа коллектив ГАСО обратился с письмом в Министерство культуры РФ, в котором заявил о своем нежелании продолжать работу под руководством художественного руководителя и главного дирижера оркестра Марка Горенштейна и попросил уволить его из оркестра. "Ситуация, которая продолжается в ГАСО России имени Светланова вот уже девять лет, достигла наивысшей точки кипения. Мы опасаемся за дальнейшую творческую жизнь поистине великого оркестра", - говорилось в письме.
После этого между Горенштейном и сотрудниками оркестра разразился скандал с взаимными обвинениями. В частности, Горенштейн предположил, что письмо музыкантов оркестра против него было инициировано кем-то из Министерства культуры во время отсутствия министра. Он также сообщил журналистам, что намерен встретиться с министром культуры, который, как он надеется, "объективно и непредвзято разберется в этой истории и даст ей надлежащую правовую оценку".
В середине сентября Горенштейн заявлял, что не собирается уходить со своей должности, поскольку его контракт истекает только в марте 2013 года. "Это полтора года, а за такое долгое время наверняка что-то произойдет", - заявил он. Тогда он был убежден, что в скором времени сможет вернуться к нормальной работе в оркестре на прежней должности. "Я даже не рассматриваю возможности и вероятности моего ухода с работы. Просто уволю пять-шесть человек, и дальше все пойдет по-прежнему нормально", - сказал Горенштейн.
На тот момент он находился в больнице. На время болезни Горенштейна временно исполняющим обязанности худрука ГАСО был назначен второй дирижер оркестра Александр Слуцкий. Накануне Марк Горенштейн впервые после Конкурса Чайковского пришел на репетицию к ГАСО. Отставил от подготовки юбилейного концерта к 75-летию оркестра временно исполняющего обязанности худрука ГАСО Александра Слуцкого. Однако на сцену к маэстро поднялись только два музыканта. Остальные остались сидеть в зале.
На днях в ситуацию вмешались солисты ведущих симфонических коллективов Москвы, поддержав артистов ГАСО имени Светланова в их нежелании работать со своим художественным руководителем.
Напомним, открытому конфликту Горенштейна с оркестром предшествовал громкий скандал на XIV Международном конкурсе имени Чайковского, когда дирижер публично оскорбил одного из конкурсантов и вскоре покинул конкурс.
Марк Горенштейн возглавил ГАСО в 2002 году. Ранее в том же году указом президента Владимира Путина ему было присвоено звание Народного артиста России. На должность главного дирижера и худрука оркестра он был назначен по распоряжению министра культуры Михаила Швыдкого.
В письме музыкантов отмечается, что еще тогда оркестр выступал резко против кандидатуры Горенштейна и просил назначить художественным руководителем дирижера Александра Лазарева. Однако в министерстве их желанию не вняли.
Горенштейн призвал уволить Авдеева
В критике Минкульта Горенштейн дошел до того, что руководство министерства неоходимо распустить. "Если руководство Минкульта останется на своих местах, это будет иметь последствия для культуры", - цитирует заявление дирижера на пресс-конференции "Лента.ру".
По мнению Горенштейна, министр не справляется со своими обязанностями, демонстрируя "полное непонимание своей функции". "Этот человек не имел права становиться министром, и за три года он так и не понял, что такое министерство культуры", - отметил музыкант.
Марк Горенштейн уже неоднократно заявлял, что подаст на Минкульт в суд. На пресс-конференции он подтвердил свои намерения, заметив, что именно министерство спровоцировало конфликт в ГАСО: Авдеева и его заместителя дирижер назвал "искусственными разогревателями". По сведениям Горенштейна, его должность "уже продана".
Авдеев: Нового руководителя ГАСО назначат через два месяца
Новый руководитель Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова (ГАСО) будет назначен через полтора-два месяца, заявил министр культуры РФ Александр Авдеев, слова которого приводит ИТАР-ТАСС. Министр отметил, что на этот пост есть несколько кандидатов.
"Впервые, наверное, за последнее 10-летие великий, замечательный государственный оркестр оказался в такой трудной ситуации. И нам надо думать только о том, чтобы спасти коллектив. К сожалению, у Марка Борисовича не получилось руководить музыкантами", - сказал Авдеев.
По его словам, он предложил Горенштейну написать заявление добровольно и "разойтись мирно". "Однако Марк Борисович не согласился, он хочет вернуться в оркестр и начать с нуля. Но думается, что это рискованный эксперимент", - подчеркнул министр, комментируя заявление Горенштейна о том, что он собирается подавать в суд.
Юрий Башмет: Ситуацию раздули, к себе этих музыкантов не возьму
Конфликтная ситуация между музыкантами Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова и художественным руководителем и главным дирижером коллектива Марком Горенштейном, которая закончилась его увольнением, была бездумно доведена до предела, сказал в интервью РИА "Новости" маэстро Юрий Башмет.
Ранее он и ряд деятелей культуры подписали открытое письмо, адресованное руководству страны, с просьбой поддержать Горенштейна в непростой ситуации, как имеющего "в нашем музыкальном сообществе многолетнюю репутацию абсолютно честного и порядочного человека".
"Эта ситуация была бездумно доведена до предела - критическая масса перешла границу, и поэтому по-другому уже вряд ли могло что-то сложиться. Как дирижер может прийти в оркестр, который не хочет с ним работать? Хотя были случаи, что отношения восстанавливаются. Ведь это непросто - руководить таким количеством творческих людей", - сказал Башмет.
Он отметил, что ему очень сложно судить, поскольку он не работал в коллективе ГАСО, однако считает, что для разрешения подобных конфликтов как раз "существуют вышестоящие организации, которые берут на себя такое решение".
"Мне кажется, что совершенно ясно, если человек несет ответственность, у него должно быть и право, в том числе у дирижера. Но надо понимать, что и у министра то же самое. Так что осуждать действия министра я никак не могу - наоборот, он берет на себя вес решения - кто-то должен был эту ситуацию решить. Видимо, критическая масса дошла до такого момента, когда уже сам министр должен был принимать решение", - сказал Башмет.
Дирижер подчеркнул, что "внутренние отношения между дирижером и оркестром - это вообще исторически сложный вопрос".
"Разные примеры существуют - вот Тосканини своей дирижерской палочкой выколол когда-то глаз скрипачу, а другие дирижеры подкрепляли свое лидерство отношениями с властью. Но я против того, чтобы оркестр решал программные вопросы - играть или не играть концерты, с кем играть и так далее. В этом случае демократия - плохой инструмент. В оркестре должен быть руководитель", - подчеркнул маэстро.
В заключение Башмет, руководящий Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" и Камерным ансамблем "Солисты Москвы", отметил, что не взял бы в свои коллективы музыкантов, которые создали эту "грязную историю".
"Если ко мне сейчас обратится кто-либо с просьбой взять его в коллектив, то я, прежде всего, буду думать о том, как он себя вел раньше. И если ко мне обратится музыкант, который перешел границу по отношению к своему руководителю, то меня такого человека взять не уговоришь. Я не могу говорить обо всех музыкантах ГАСО как об одном целом, но в принципе это грязная ситуация, грязная история. Да, конечно, предателей я бы к себе не приближал", - заключил маэстро.