Члены российского ПЕН-Центра, объединяющего известных писателей и публицистов, выразили возмущение в связи с "разгромом" Библиотеки украинской литературы в Москве, под которым они имеют в виду прошедшие на днях обыски
Reuters
Члены российского ПЕН-Центра, объединяющего известных писателей и публицистов, выразили возмущение в связи с "разгромом" Библиотеки украинской литературы в Москве, под которым они имеют в виду прошедшие на днях обыски
 
 
 
Члены российского ПЕН-Центра, объединяющего известных писателей и публицистов, выразили возмущение в связи с "разгромом" Библиотеки украинской литературы в Москве, под которым они имеют в виду прошедшие на днях обыски
Reuters

Члены российского ПЕН-центра, объединяющего известных писателей и публицистов, выразили возмущение в связи с "разгромом" Библиотеки украинской литературы в Москве, под которым они имеют в виду прошедшие на днях обыски в культурном учреждении и задержание директора Натальи Шириной.

В заявлении, разосланном через Facebook в четверг и размещенном, в частности, на странице Сергея Пархоменко, члены ПЕН-клуба отмечают, что Библиотека Украинской литературы "в нынешних политических обстоятельствах остается одним из последних свидетельств исторического единства и духовной близости двух великих народов, двух великих языков, двух великих литературных традиций".

"Уничтожение ее станет еще одним преступлением бездумных и бессовестных политиканов, готовых в угоду агрессивной милитаристской конъюнктуре сеять вражду и ненависть между гражданами России и Украины, вне зависимости от их национальной принадлежности", - говорится в документе.

Авторы письма требуют "прекратить преследования сотрудников библиотеки по абсурдным обвинениям". "Даже если в фондах имеются издания, которые российские власти почему-либо считают "вредными" или "нежелательными", - это не может служить основанием для уголовного преследования руководителей учреждения культуры или для создания препятствий к его нормальной работе", - отмечается в письме.

"Мы считаем, что преследования сотрудников библиотеки в столь грубой форме являются формой репрессий по политическим мотивам", - резюмируют члены ПЕН-центра. Письмо подписали Евгений Бунимович, Борис Гребенщиков, Денис Драгунский, Игорь Иртеньев, Сергей Пархоменко, Борис Акунин, Виктор Шендерович, Александр Генис, Ирина Ясина, Александр Архангельский и другие.

Ранее сообщалось, что 28 октября в Библиотеке украинской литературы в Москве прошли обыски. Оперативники изъяли документы, электронные носители и подозрительную литературу. Поводом для следственных действий стала информация, согласно которой в библиотеке хранятся экземпляры газеты, в которой якобы искажаются исторические факты, и что данное издание может носить "русофобский характер". Директор библиотеки Наталья Шарина была задержана после допроса. По данным СК РФ, Шарина подозревается в "возбуждении национальной ненависти и вражды, а равно унижении человеческого достоинства" по п. "б" части 2 статьи 282 УК РФ.

По версии следствия, в 2011-2015 годах директор библиотеки якобы распространяла среди посетителей книги Дмитро Корчинского, признанные судом экстремистскими материалами и запрещенными к использованию на территории РФ. Стало известно, что следствие просит об аресте Шариной. Министерство иностранных дел Украины заявило протест в связи с действиями в библиотеке.

Шариной припомнили отповедь оппозиционерам и "очищение" библиотеки от украинского национализма

Впрочем, не все представители общественности выступают в поддержку Натальи Шириной. Так, политолог Всеволод Чернозуб, комментируя ее задержание в своем блоге, признался, что испытывает "некоторое злорадство" в связи с этим и вспоминает историю пятилетней давности. По его словам, Шарина отличилась в ноябре 2010 года, когда публицист Алексей Лапшин пригласил деятелей культуры поговорить о фильме "Голод". Кино о Бобби Сэндсе, ирландском сепаратисте, умершем в 81-м году после тюремной голодовки, показывали как раз в Библиотеке украинской литературы.

"После фильма стали обсуждать политический террор, национальные и сепаратистские конфликты. В общем, темы, широко интересные узкому кругу лиц. Наталья Шарина притаилась на последнем ряду и час молча все слушала. Потом ее прорвало. Я сперва даже не понял, что эта бойкая тетка и есть директор библиотеки", - пишет Чернозуб.

По его словам, Шарина обозвала участников дискуссии "необразованными, поверхностными людьми, давно не читавшими книг". "Дальше потекла каноническая для таких случаев слезинка ребенка. Про добрых людей, помогающих деткам в хосписах, про настоящих подвижников, а не нас, бездельников и провокаторов. Из каспаровского Народного фронта и этого, как его, Единства, а, нет, Солидарности", - отмечает блоггер. В итоге, по его данным, киноклуб Лапшина торжественно запретили, а участников дискуссии "выставили на улицу".

Чернозуб приводит и слова создателя Библиотеки украинской литературы Юрия Кононенко, который поведал, что сложности у библиотеки начались примерно с 2004 года, потом фактически произошел разгром, когда директором библиотеки была назначена Наталья Шарина, "задача которой была именно в том, чтобы очистить библиотеку от украинского национализма". "Она начала работать в библиотеке, не зная ни украинского языка, ни украинской культуры, была абсолютно чужим человеком. А сейчас ее обвиняют в том, что она распространяет экстремистскую русофобскую литературу - да это просто абсурд", - считает Кононенко.